На просторах великой страны нас встречает могильный покой


Previous Entry Поделиться Next Entry
О традиционализме "правильном" и "неправильном"
seerozha
Толково, за исключением фирменных авторских рефлексий на тему "усатого изолюяиониста" и физиономии Льва Давыдовича на нижнем плакате.

Оригинал взят у doloew1917 в О традиционализме "правильном" и "неправильном"

Давняя статья Чудиновой, в которой та жалуется на засилье "квазиархаики" в бытовых и семейных отношениях современных верующих, на мизогинию, семейное насилие и прочие прелести "духовного возрождения" в церковной среде, крайне поучительна с точки зрения примеров и фактологии - в рубрику "их нравы" пошла бы в самый раз, так что прочитать советую всем. Естественно, основной посыл статьи - то, что ролевые игрища с пробиванием жене "в чайник" или избиением тещи солдатским ремнем являются наследием проклятого совдепа - следует развернуть на 180 градусов: это ведь как раз чудиновские представления о "правильной" архаике растут из настроений позднесоветской эпохи.

Мне вспоминается девяносто девятый год, сентябрь месяц, первый урок музыки. Учительница, шестидесятых где-то годов рождения, почти ровесница Чудиновой, диктует нам под запись вот эту песню для разучивания:



Песня была, видимо, одной из ее любимых: разучивали мы ее очень тщательно, и слова впечатались мне в память так, что помню ее наизусть до сих пор - лучше б, блин, что-нибудь полезное запомнил. Но только недавно я сделал потрясающее открытие: песня ведь вообще не про детство. Это просто потрясающе точный слепок сознания и миросозерцания позднесоветского обывателя! Каждая строка, каждое слово имеет свою иллюстрацию, и не одну. Ну вот, например:

Здесь верят волшебству,
здесь дружат с чудесами.
Все сказки наяву,
Приходят в гости сами.


Это и про Кашпировского с Чумаком, и про МММ, и про матронушкины мощи с поясом богородицы. А вот Чудинову, и все это поколение мечтательниц из восьмидесятых годов, вообще можно объяснить одним припевом:

По улицам идут
загадочные феи,
А рыцари несут
за феями портфели,
И плещутся звонки
мелодией хрустальной,
А первые стихи
согреты первой тайной.


Все эти девицы из интеллигентных московско-ленинградских семейств всерьез вот так себе представляли "традиционные ценности". Тому немало способствовала правящая советская бюрократия, с ее социальным заказом на эстетизацию дореволюционной эпохи, но и сами настроения в этой среде были такими, что призывать подумать головой было совершенно бесполезно. И вот безбожный режим оказался свергнут, появилась возможность строительства семьи, прихода, целой страны, в конце концов в согласии с давней мечтой. Тут и выяснилось (ВНЕЗАПНО, ага), что рыцарей с портфелями "традиционное общество" как-то не предусматривает, а наличествующие рыцари - это бородатые пьяные вонючие уебища, склонные к рукоприкладству, но не склонные к тем мужским обязанностям вроде защиты семьи или ее обеспечения, что пытаются возложить на них традиционалистские эльфийки. Экономическая реальность оказалась сильнее мечтаний про белогвардейских поручиков, красиво стреляющихся на дуэли из-за дамы и пьющих из дамской туфельки шампанское, потому что Маркс всегда прав.

Но отдельно, конечно, хотелось бы поговорить про "советский изоляционизм" - поскольку среди граждан, называющих себя "красными", есть определенное количество гнид, до сих пор по инерции клеймящих бездуховный запад с его однополыми браками и половым просвещением, а лица либеральной ориентации пользуются этим, пытаясь выставить СССР естественным продолжателем вековой российской почвеннической дикости. Нет, господа, не врите: дедушки нынешних американских SJW из сейфспейса еще не успели снять свои белые капюшоны в те времена, когда Советская Россия двадцатых под руководством большевиков-интернационалистов была маяком прогресса, и законодательство ее было ультрапрогрессивным во всех областях даже по стандартам конца двадцатого века. Запомните: все то, что пытается сегодня выдумать прогрессивная общественность в Швециях и Голландиях, и о чем вам потом поведает в обличительном тоне раша-тудей и блог "Сути Времени", при Ленине и Троцком в "лапотной" России было уже опробовано, взвешено и измерено. In Soviet Russia как раз европейцы ужасались русской бездуховности.

Все то, что есть светлого и прогрессивного в обществе и культуре современных развитых стран Европы и Северной Америки - результат пролетарской революции в России.
Все те позитивные сдвиги, что произошли в бывших колониальных владениях мировых империалистических хищников - результат пролетарской революции в России.
Все те катастрофы, которые постигли мир за последние лет девяносто, начиная с прихода к власти нацистов в Германии - результат поражения пролетарской революции в России.

О каком "изоляционизме" тут может идти речь? Изоляционизм стал результатом торжества усатого семинариста и его партии циничных безыдейных бюрократов из числа бывших кадетов и меньшевиков, изоляционизм выражался в возврате к дореволюционной культуре, в извлечении со свалки истории чучел Александра Невского и Суворова, Ушакова и Сергия Радонежского, в возрождении черносотенной РПЦ и в создании "обществ охраны памятников культуры", в реставрации "семейных ценностей" и прочих атрибутов буржуазной морали. Изоляционизм - это политика реактивная и оборонительная, а оборона всегда была смертью для революции.

Победить мир традиционных ценностей (Собственности, Религии, Семьи, Порядка) возможно лишь в наступлении. Где - опрокидывая врага кавалерийским наскоком, где - нетопоропливо вдавливая в землю миллионами красногвардейских сапог, это вопрос технический.

Главное - помнить: не бывает "правильной" архаики, как не бывает и "здорового" консерватизма, как не бывает "хороших" буржуев. Кто забыл - тот погиб для прогресса и революции.



Метки:

  • 1
А вот кстати, есть-таки в долоевских обличениях "кровавого сталинизЬма"(tm) некоторое рациональное зерно. Ибо вот это вот все - "изоляционизм выражался в возврате к дореволюционной культуре, в извлечении со свалки истории чучел Александра Невского и Суворова, Ушакова и Сергия Радонежского, в возрождении черносотенной РПЦ и в создании "обществ охраны памятников культуры", в реставрации "семейных ценностей" и прочих атрибутов буржуазной морали" - реально вызывает недоумение. Ну в самом деле, на кой хрен оно было надо? Ладно, я понимаю, в преддверии надвигающейся войны требовалось морально мобилизовать массу тупорылых пейзан, для которых "в мире без россий, без латвий жить единым человечьим общежитьем" было какой-то малопонятной заумью, зато Родина(tm), Отечество(tm) и вся подобная пропагандистская хрень были прочно втюханы за века самодержавия. Ладно, сработало. Но потом-то фиг ли было носиться с этим хламом? Лично я тоже в этих проявлениях усматриваю торжество реакционных тенденций.

Несколько раз брался писать ответ, но останавливался невозможностью втиснуть его в
пару абзацев.

Вон, у Катаева как заканчивается "Сын полка", помните ? -

"
Ване снилась длинная белая дорога, по которой белый грузовик вез тело
капитана Енакиева. Вокруг стоял дремучий русский бор, сказочно прекрасный в
своем зимнем уборе. Четыре солдата с автоматами на шее стояли по углам
гроба, покрытого полковым знаменем. Ваня был пятый, и он стоял в головах.
Была ночь. По всему лесу потрескивал мороз. Верхушки вековых елей,
призрачно освещенные звездами, блестели, словно были натерты фосфором.
Ели, стоявшие по колено в сугробах, были громадно высоки. По сравнению
с ними телеграфные столбы казались маленькими, как спички. Но еще выше было
небо, все засыпанное зимними звездами. Особенно прекрасно сверкали звезды
впереди, на том черном бархатном треугольнике неба, который соприкасался с
белым треугольником бегущей дороги. Там дрожало и переливалось несколько
таких крупных и таких чистых созвездий, словно они были выгранены из самых
лучших и самых крупных алмазов в мире.
Узкий ледяной луч прожектора иногда скользил по звездам. Но он был не в
силах ни погасить, ни даже ослабить их блеск - они играли еще ярче, еще
прекраснее.
А вокруг стояла громадная тишина, которая казалась выше елей, выше
звезд и даже выше самого черного бездонного неба.
Внезапно какой-то далекий звук раздался в темной глубине леса. Ваня
сразу узнал его: это был резкий, требовательный голос трубы. Труба звала
его. И тотчас все волшебно изменилось. Ели по сторонам дороги превратились в
седые плащи и косматые бурки генералов. Лес превратился в сияющий зал. А
дорога превратилась в громадную мраморную лестницу, окруженную пушками,
барабанами и трубами.
И Ваня бежал по этой лестнице.
Бежать ему было трудно. Но сверху ему протягивал руку старик в сером
плаще, переброшенном через плечо, в высоких ботфортах со шпорами, с алмазной
звездой на груди и с серым хохолком над прекрасным сухим лбом.
Он взял Ваню за руку и повел его по ступенькам еще выше, говоря:
- Иди, пастушок... Шагай смелее!

"

Это ли не яркий пример опоры на "славную историю" и "преемственность защитников Родины" ? - Хотя сам "старик в сером плаще и ботфортах", судя по письмам, человеком был достаточно одиозным, и служил, в общем, понятно чему.

Скажем так, да простят мне этот оксюморон читающие, "имперская стадия социализма" вынуждена была опираться на самые разные имеющиеся народные массы, для чего прибегала к привлечению на свою сторону совершенно различных социальных групп (верующие, сторонники "сильной России" типа того же графа Игнатьева с инициативой о возврате погон и пр.). С ортодоксальной точки зрения это, несомненно, реакционные явления, поспособствовавшие впоследствии частичному вырождению "советскости" в "имперскость" - и замене идейной экспансии социалистических идеалов идеями "сосуществования двух систем" и "борьбы за мир во всем мире" - что, возможно, являлось целью и благородной, но вряд ли отражало политическую (и военную !) реализацию целей классовой борьбы.

Делают ли указанные реакционные тенденции автоматически "правление Сталина" аналогом правой бюрократической диктатуры ? - нет, на мой взгляд, не делают, т.к. это "правление" происходило в совершенно конкретных исторических условиях, вынуждающих искать опору после коллективизации и военного коммунизма в неких "традиционных" ценностях, не в понедельник утром они будут помянуты.

Однако при этом же декларировался интернационализм, коллективизм и другие ортодоксально-советские элементы.

Было ли это ошибкой ? Сейчас сказать сложно, скорее да - особенно глядя на то, во что превратилась РПЦ.


//Делают ли указанные реакционные тенденции//
- нет, естественно, ибо продиктованы были, в общем-то, практической необходимостью, отраженной в известном афоризме насчет масти кошки и ее умения ловить мышей.
Другое дело, что в дальнейшем получилась выдача нужды за добродетель, и вот это уже оказалось гораздо печальнее. Потому как постулаты брежневских лет о том, что "советский патриотизм - высшая форма пролетарского интернационализма" иначе, как неуклюжей демагогией, и назвать нельзя. А ведь этот бред еще и получал практическое воплощение...

Окончательный поворот к концепции мирного существования произошел как раз при Брежневе.

Да ведь я в силу возраста даже помню, как оно происходило... Как-никак, и радио слушал, и газеты временами почитывал.

P.S.:

Вообще, основная претензия к эльфам-антисталинистам типа того же Долоева заключается в полной оторванности их мечтаний от реальной жизни, и претензиях типа "вот бы прилетели эталонные борцы, и сразу сделали все бескровно и правильно, чтобы наступил образцовый коммунизм и благорастворение воздусей" - blau_kraehe недавно очень точно написала вот здесь - https://blau-kraehe.livejournal.com/565040.html - позволю процитировать -

"
Есть более приличный вариант антисталинизма, левый антисталинизм. Это когда "сталинизм" ругают за то, что "свернули демократию" или "привилегии бюрократов".

В принципе, тут может быть рациональное зерно. Хотя вопрос это очень сложный сам по себе.

Но к сожалению, эти граждане не ответили на вопрос поста "как избежать в той ситуации репрессий и раскулачивания".


Наоборот, если внедрять их версию социализма, то пожалуй что репрессии пришлось применять бы еще больше. Но большинство из них ничего против репрессий как таковых и не имеет, насколько я понимаю.
"

P.P.S.:
Кстати, господин Леонов (https://seerozha.livejournal.com/651704.html) в своем рассказе о кубинских товарищах упоминает, что всяческие советские инициативы по замирению с "мировым капиталом" вообще и с США в частности вызывали у них совершенно яркое и отчетливое идеологическое неприятие !

Edited at 2017-10-16 06:06 (UTC)

Касательно "полной оторванности их мечтаний от реальной жизни" остается только согласиться.

//вызывали у них совершенно яркое и отчетливое идеологическое неприятие//
- да что там говорить о кубинских товарищах, если вся эта разоруженческая чехарда и в Союзе в массах вызывала, скажем деликатно, недоумение! Особенно обнимашки Брежнева с американским президентом под аккомпанемент бомб, сыпавшихся как раз тогда же на Вьетнам...

Тут поневоле задумаешься о тогдашнем "третьем пути" КПК, которые в те времена подобным соглашательством страдали в куда как меньшей степени ...

Ну да, они позже, увы, наверстали упущенное:(
В чем просматривается примечательное сходство эволюции вроде-бы-коммунистических партий, когда они утрачивают революционность и переориентируются на те самые "традиционные ценности".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account