В исследовании космоса, физики звезд, планетных систем есть какая-то особая романтика - от фантастики Беляева до школьного курса астрономии. И возможность вблизи посмотреть на инструменты, которыми осуществляются эти исследования, мы ждали с большим нетерпением.
По дороге к КрАО проехали памятник советским войнам, погибшим во время Великой Отечественной Войны в Крыму. Специально остановились, подошли и посмотрели фамилии - украинцы, армяне, татары, русские - полный интернационал. Таких памятников на дорогах Украины много, все и не переберешь - и глядя на них, осознавать, что Украина и Россия сейчас разные государства - странно и обидно. Как будто осколки большого общего дела разбросаны.

Далее, попетляв по извилистой трассе и проехав несколько поселков (по виду окружающих домов - не самых богатых), дорога стала ощутимо подниматься в гору, слева на вершинах прилегающих гор проступили две белых "шапки" телескопов - и привела нас к КПП и дороге за ним, уходящей в сосновую рощу-парк.
Выйдя из автомобиля, с наслаждением вдохнули хвойный аромат и огляделись - вся вершина горы скрыта деревьями, а наверху, если подниматься от КПП, виднеется желтое и уже немного обшарпанное административно здание в четыре или пять этажей. Подходим ближе - и оказывается, что в нем работал известный советский астроном, исследователь Солнца и межпланетного пространства Андрей Борисович Северный.

Гулять по территории обсерватории можно совершенно свободно - чем мы и поторопились воспользоваться. Куда ? Конечно же, сначала к телескопам !
Вот на одной из аллей виднеется купол Зеркального Телескопа Штайна (ЗТШ)



- а следом за ним открывается целый "квартал" телескопов поменьше -




Телескопы размещаются и в "классических" круглых зданиях с раздвижными куполами, и венчают собой некие одноэтажные лабораторно-исследовательские корпуса, есть даже расположенные в обычных "вагончиках".
А вот - купол двойного астрографа Карл Цейс, полученный по репарации после войны из Германии - некоторые утверждают, что изготовлен он был по специальному заказу Гитлера в подарок Муссолини, для размещения в одной из итальянских обсерваторий, но поработать на фашистов ему так и не удалось. В раздвинутом куполе видно верхнюю часть основного тела телескопа -

Сам научный городок состоит из симпатичных зданий малоэтажной застройки, возведенных изначально для сотрудников обсерватории - здания украшены коваными балконами, межоконные промежутки - лепными узорами, территорию с утра метут строгие дворничихи, есть своя школа - советский поселок для ученых, спокойный и умиротворенный.

На одном из зданий заметили радующую сердце агитационную надпись -

Хвойные насаждения на территории, кстати, сделаны в интересах науки - они мешают распространению пыли, что ведет к улучшению качества наблюдений и порчи оптических инструментов мелкими абразивными частицами. Вообще, выбор места для обсерватории - отдельная наука, КрАО изначально возникла как филиал Симеизской обсерватории, в свою очередь, берущей своё начало от телескопа промышленника Мальцева, однако с точки зрения минимизации засветки неба светом от городских объектов было выбрано именно текущее место.
Прогулявшись по территории, оценив возможности бывшей советской науки, собирались уезжать, но, на своё счастье, заглянули в местную гостиницу - там, кстати, растут вот такие симпатичные орхидеи -


Вахтеры и сторожа - настоящие волшебники, из разговора с тетенькой в гостинице выяснилось, что попасть внутрь телескопов и послушать об их устройстве все-таки можно. Не прошло и десяти минут, как научный секретарь КрАО - Алексей - любезно согласился организовать для нас экскурсию по самим телескопам, за что мы ему очень благодарны.
Сейчас, кстати, лаборатория работает на полную мощность - есть, например, постоянно действующая служба Солнца, список открытых крымскими астрономами космических объектов весьма велик, постоянно публикуются научные труды, а время работы сотрудников на ЗТШ настолько востребовано, что распределяется через специальную государственную комиссию на год вперед.
Итак, мы вернулись к ЗТШ и попали внутрь -

Прибор справа - это навесное исследовательское оборудование, или часть спектрографа, или ПЗС-матрица - не помню точно -

Тыльная часть телескопа, в которой находится само зеркало -

Первоначальный уловитель светового излучения в передней части -

Раскрывающаяся часть купола -

Смотрит на звезды -

Стенки купола двойные, между ними техническое пространство-помещение - там расположены коммуникационные кабели.
Слева от тела телескопа - лифт для транспортировки зеркала при его обслуживании, телескоп разворачивают определенным образом, вынимают зеркало из его тыльной части, транспортируют на лифте в подвал, а затем везут на регламентные работы в оптические мастерские, которые расположены рядом с обсерваторией.
При наблюдениях часть купола по специальным рельсам "едет" вместе с поворотом телескопа на нужный для наблюдений участок неба, для чего используется специальная, отдельная система синхронизации поворота купола с поворотом телескопа. Что интересно, часть электронного оборудования отвечающего за работу телескопа - еще советского производства, до сих пор используется, и успешно решает свои задачи.
Покинув ЗТШ, прошли еще к одному телескопу - АЗТ-11 (не ошибиться бы). Его купол опоясывает внешняя круговая площадка, на которую мы и вышли. С нее видно большой солнечный телескоп БСТ-1 и "долину телескопов" поменьше - прямоугольные вагончики внизу справа снимка - это тоже телескопы, на которых реально работают -

С этой же площадки открывается прекрасный вид на горные вершины, на снимке - то ли Ай-Петри, то ли Чатыр-Даг (при фотографировании окончательно запутались) -

Внутри сначала проходим через комнату с аппаратурой управления - родные советские ЭВМ, в полностью исправном состоянии -

Вид тела телескопа полностью -

С тыльной стороны также смонтирована научная аппаратура -

Напоследок прошли еще к БСТ-1 - расшифровывается как "Большой Солнечный Телекоп" (ваш К.О.) -

- и к коронографу (по моему, КГ-1) - это инструмент для исследования солнечной короны, "солнечного края", выкидывающего протруберанцы -

В заключение поговорили о положении лаборатории в СССР и в независимой Украине - ничего нового, "лихие девяностые" пережили крайне болезненно, с молодыми сотрудниками есть проблемы, хотя готовят их в Украине несколько институтов, сейчас - проблемы, связанные с ранее не слишком удачно проведенной приватизацией части собственности.
Еще, как ИТ-шних, расспрашивал про хранение и доступность материалов работы через Интернет - это же огромный объем информации, который нужно обрабатывать, сохранять, проводить резервное копирование и тому подобное. Внятного ответа добиться не удалось, однако выяснил, что на базе Научного центра обработки и хранения данных как такового нет, но все результаты исследований каталогизируются, записываются на CD/DVD или жесткие диски, и (невостребованные) хранятся на складе - однако, обратившись в лабораторию, можно получить любые материалы исследований по запросу (предмет, дата). Сотрудники, как я понял, найдут необходимый носитель на складе, к чему-то его подключат, и предоставят необходимую информацию.
P.S.
Рядом с КрАО расположены еще два значимых научных объекта - это астрономическая обсерватория МГУ, и поселок Школьное - легендарное место, где велись работы по программе полетов к Луне и управления луноходами, располагался единственный лунодром, велось управление космическими аппаратами, летящими к Марсу и Венере (а венерианские советские миссии были исключительно удачными), наконец, отсюда Хрущев разговаривал с космонавтами, летящими на кораблях "Восток".
Но туда мы не попали. Будет причина вернуться.