seerozha (seerozha) wrote,
seerozha
seerozha

Categories:

Вьетнам: О жилищном строительстве и религиозных верованиях

После крокодиловой фермы и Янг Бэй вернулись в Ня Чанг, и опять пошли гулять в по европейским и не очень кварталам.

Немного о типовом вьетнамском строительстве.



На заднем плане - типичный вьетнамский дом, расположенный в европейском квартале Ня Чанга, чем-то похожий на несколько поставленных друг на друга пассажирских железнодорожных вагона. Обычно можно увидеть экземпляры в один-два-три этажа, но встречаются и многоэтажные, например, для недорогих гостиниц. Дело в том, что продается (или сдается в аренду) земля во Вьетнаме наделами 4 на 24 метра, отсюда такая оригинальная архитектура. Кроме того, не принято, чтобы окна дома смотрели на такой же дом соседа - тот может потребовать, чтобы таких окон не было, и хозяину придется подчиниться, поэтому боковые стены зачастую совсем без окон - как и некоторые комнаты. Такие "слепые" комнаты - совершенно обычное дело не только в частных жилищах, но и в гостиницах, например, такие номера мы видели в гостинице Hoi An 2 в Хошимине (к счастью, они нам не достались). Более того, в спальнях окна делать не принято - считается, что через них могут проникнуть злые духи.




Дом обязательно выходит на так называемую "торговую площадь" - улицу, по которой перемещаются потенциальные покупатели, и на первом этаже практически всегда располагается какой-нибудь небольшой семейный бизнес- наиболее часто это кафе, парикмахерская, продуктовый магазин, магазин по продаже запчастей к мотобайкам и тому подобное. Встречаются также офисы по продаже туристических путевок, авиа- и железнодорожных билетов, даже вполне себе европейские магазины, но сравнительно реже.




Входя в такой импровизированный магазин, как бы входишь в дом к хозяину, при этом рекомендуется снимать обувь. Это правило, не всегда действующее в европейском квартале, по мере удаления от него соблюдается неукоснительно. Возле входа или в глубине магазина обычно находится "алтарь предков" - небольшая деревянная или каменная конструкция в виде многоярусного домика с открытыми к проходу этажами. В глубине стоят фотографии предков владельцев дома (есть очень старые фотографии), а перед ними - зажженные свечи и подношения от ныне живущих родственников. В качестве подношения может быть всё, что угодно - например, миска с кашей, сувениры и украшения, в одном магазине видели даже открытую банку пива "Сайгон".

Культ предков, вроде как, встречается почти везде и соблюдается неукоснительно - например, у крестьян такие алтари устанавливаются прямо на поле, где они сеют рис - у тех, кто позажиточнее, это целые группы из каменных склепов. Нам смотреть на такое полевое рисоводство рядом с могилой, конечно, было несколько непривычно ...

Сейчас вьетнамское правительство такие захоронения запретило, но уже имеющиеся сносить не собирается, видимо, из-за всенародного возмущения. Хоронят умерших вьетнамцы по два раза - первый раз как и у нас закапывают в землю, однако через три-пять лет захоронение вскрывают, отделяют кости от всего остального, моют в отваре из ароматических трав, складывают в специальный ковчежец и хоронят ещё раз. Что касается остальных распространенных там конфессий - буддистов, каудаистов, католиков - нам показалось, что вьетнамцы ходят туда на всякий случай, могут и в соборе свечку поставить, и в пагоде благовония возжечь, и в Чамские Башни подношение принести, но всё это относительно вторично, главное - домашний семейный алтарь.
Tags: Вьетнам, Ня Чанг, архитектура, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments