seerozha (seerozha) wrote,
seerozha
seerozha

  • Music:

Путевое и железнодорожное - Волгоград в начале весны

На уходящей неделе ездил в командировку в Волгоград, или, как его еще называют местные, "Длинноград". Краткие впечатления - ниже.

Не знаю, какая транспортная связность по железной дороге между Ростовом-на-Дону и Волгоградом была во времена СССР, но сейчас дело обстоит весьма печально. Туда можно доехать либо поездом № 646 "Ростов - Волгоград" по четным числам, отправление из Ростова в 15.44, прибытие в Волгоград в 4.30, либо поездом № 318 "Новороссийск - Саратов" по нечетным числам, отправление в 21.56, прибытие в 11.58. Учитывая, что оказаться в другом городе в половине пятого утра неудобно и незачем, был выбран второй вариант. Путешествие оттуда может оказаться еще более колоритным - есть даты, по которым поездов из Волгограда в Ростов нет совсем - 11/03/2011, например, из за чего возвращаться пришлось 12/03 тем же "Саратов - Новороссийск", с 7.27 оттуда и в 21.16 домой. Билеты в купе стоят порядка 1 400 - 1 500 руб. в одну сторону. Вагонов СВ нет совсем, а вот еще года четыре назад были.

Поскольку поезд самый обычный - не "скорый", то по Ростовской области тащится он медленно и печально - Новочеркасск, Шахтная, Каменоломни, Зверево, Лихая, и дальше на Тацинскую, Морозовск и в Волгоградскую область. Зачем на таких станциях, как Хотунок и Лихая устраивать стоянки по 20-30 минут, сие тайна великая есть.  

Вообще, дорогой Волгоградская область кажется еще более депрессивной, чем Ростовская - хотя пейзажи вдоль путей в России вообще специфические - развалины, склады металлолома, здания неизвестного предназначения, в который еще теплится или уже угасла жизнь, полиэтиленовые пакеты на ветвях деревьев и прочие навевающие тоску штуки. Мороз, наверное, виноват.

Заслуживающее внимание зрелище - дорога и железнодорожный мост вдоль Цимлянского водохранилища. Прошлый раз мы ехали в Волгоград летом, года четыре назад, и водохранилище казалось морем - бесконечным, в этот раз - ледяная пустыня до самого горизонта, иногда испещренная чьими-то следами, лунки рыбаков, и иногда рассекающие прямо по льду автомобили и мотоциклы. Едет поезд через и вдоль него долго. Внушает.


На сортировочных площадках перед Волгоградом несколько тепловозов порадовали надписями "тепловоз управляется в одно лицо" - хотя дальше было и нормальное "тепловоз управляется одним машинистом". "По 250 в лицо" - мы так дозу спиртного в лицее называли :-).

Волгоград встретил настоящей зимней погодой, ветром и морозом.

Вокзал в Волгограде красивый, башня с часами - все, как полагается, причем вид на него красив как с путей, так и со стороны Волги, при подъеме от "Аллеи Героев", и с автомобильного моста, по дороге от Волги в сторону проспекта Маршала Жукова.

На Аллее Героев (это в центре города) зимой пустынно, вдоль Волги дует сильный ледяной ветер, да течение неторопливо гонит ледяную кашу. К причалу во время пришвартовался какой-то катер, однако кроме него никаких признаков судоходства замечено не было, а жаль - летом вид с Волги на Волгоград очень впечатляет. Пейзаж от Волги и выше безнадежно испорчен оставшимися от современного летнего парка аттракционов металлоконструкциями, да и сами лестницы, беседки и портики выглядят изрядно потрепанными, кое-где даже расписанными граффити.

Метротрам в Волгограде - наверное, самый забавный вид транспорта, наблюдая, как в на стилизованной под "взрослое" метро станции, например, "Комсомольская", появляется обычный двухвагонный трамвая, можно испытать разрыв шаблона. Впрочем, подземных станций (даже с эскалаторами на подъем !) всего три-четыре, остальные по сути являются обычными наземными трамвайными остановками. Метротрам также представлен в виртуальном мире - можно покататься и посмотреть на станции, не отрывая задницу от стула. Находясь на задней площадке второго вагона интересно посмотреть участок подземной магистрали между станциями "Площадь Ленина" (подземной) и "ТРК Европа" (наземной) - туннель перед выездом на поверхность очень резко поднимается вверх, прямо как на американских горках - в Москве я таких перепадов не видел.

А вечером, когда было уже совсем темно, совершил визит на Мамаев Курган. Надо сказать, в прошлый раз, летом, он произвел на нас очень сильное впечатление - аллея зеленых тополей, голос Левитана при прохождении стен-руин, растущая на глаза фигура Родины-Матери, смена караула, да и вообще вся композиция. Так вот. Если есть желание более ярко ощутить дух этого места в контексте происходивших на нем событий - посещать его нужно ночью, зимой, в максимально холодную и ветреную погоду, с минимальным количеством людей. Ледяной, действительно пронизывающий ветер, руки коченеют за две-три минуты. Абсолютная тишина - не играет музыка, не произносят речи, не слышно человеческой речи, даже негромкой. Никого нет. Часть фигур подсвечена, остальные только немного выступают из темноты. Силуэты фигур и надписей едва угадываются, чтобы увидеть их очертания или прочесть, нужно сильно напрягать зрение. В Зале Воинской Славы (меня почему-то всегда тянет назвать его Пантеоном) в абсолютном одиночестве бьется факел Вечного Огня, дающий хоть какое-то тепло. В списках фамилий погибших видны только по несколько фамилий снизу, остальные уходят вверх и теряются под потолком - огромное, невообразимое количество, даже не могу предположить, сколько их всего. Если примерно на трех четвертых кругового подъема поднять голову и посмотреть в ведущий в небо проем - то вместо черного неба в нем можно увидеть подсвеченную голову статуи Родины-Матери, и руку, сжимающую меч - она как-будто заглядывает в обитель павших сверху. При выходе справа - монументальная могильная плита Василия Ивановича Чуйкова. Дальше, на пути вверх - еще холоднее, еще сильнее ледяные порывы, и на самом верху - монументальная скульптура, став перед которой и и повернувшись лицом к Волге можно увидеть бесконечную белую степь, сколько хватает глаз. Я не специалист в военных вопросах, но то, что с этой точки можно простреливать все близлежащие переправы через реку, а также ее другой берег, никаких сомнений не вызывает. Если представить, что пришлось пережить бесконечно штурмующим эту высоту советским солдатам и офицерам - дрожь пробирает, условия нечеловеческие.

Непонятно, почему не выставляют почетный караул в Зале Воинской Славы - раньше он был, это от времени суток зависит или от времени года ? Раньше выставляли.

О Волгоградской Панораме рассказывать бесполезно - нужно идти и смотреть самостоятельно, крайне рекомендуется экскурсовод - он расскажет, кто из реальных исторических личностей где изображен. Единственное "но" - если попадете на экскурсию вместе с детьми, впечатление будет наполовину испорчено, Панорама такое место, которое нужно посещать в тишине. Один из залов, к сожалению, был закрыт, но посещая остальные я реально пожалел, что не историк - количество документов, фотографий, оружия, и других материальных свидетельств Сталинградской битвы очень большое, на них бы глазами профессионала посмотреть. 

Кстати, если спуститься от Панорамы к Волге, по правую руку можно посмотреть на корабль Волжской Военной Флотилии, участвовавший в защите Сталинграда - бронекатер "БК-13".

Итогом экскурсионной программы явилось посещение недавно открытого Музея Сталина (сайта у музея, к сожалению, нет) - того самого, основателя которого убили не так давно. В этом музее я еще ни разу не был, шел с повышенным интересом. Расположен он на том же Мамаевом Кургане, за фигурой Родины-Матери, с левой стороны, в двухэтажном здании, включающем кроме музея гостиницу на десять номеров, кафе "Блиндаж", и пару сувенирных ларьков. Собственно, музей располагается в подвальном помещении и состоит из коридора и трех комнат, в одной из которых реконструирована часть кремлевского кабинета товарища Сталина, в остальных - собраны фотографии, вырезки из статей, портреты и материальные ценности, соприкасавшиеся с вождем. Чтобы оценить экспозицию полностью, нужно ходить много и вдумчиво читать, а нас водила экскурсовод, которая больше рассказывала - ей большое спасибо. Особенно интересны для меня оказались подробности участия вождя в обороне Царицына - решение продовольственной проблемы, например. Вообще, то, что в РФ появился хотя бы один такой объект, познавательное и агитационное значение которого трудно переоценить - очень радует. И основное в нем вот что - когда видишь, какие вопросы волновали человека, как он искал решения этих вопросов, какие тезисы помечал для себя, как корректировал те или иные документы - появляется реальная возможность составить собственное мнение, не отягощенное телевизионными воплями на тему "святой - преступник". 

Там же, в музее купил отличный, не побоюсь этого слова - уникальный иллюстрированный журнал о деятельности И.В. Сталина - содержащий выдержки из приказов и оригинальные документы, пометки, сделанные его рукой. Материал качественно подготовлен, хорошо структурирован и подан -  сейчас жалею, что не купил несколько штук. Самый толково составленный исторический материал о Сталине, который я читал с начала года, дочитал только несколько часов назад . Квинтэссенция в лучшем виде.

После посещения музея и ознакомления с новыми материалами вид телевизионного наногнома и прослушивание его речей провоцирует рвоту с утроенной силой.

Фотографироваться с ростовой фигурой т. Сталина в кабинете (а по утверждению экскурсовода рост выдержан с точностью до сантиметра.), да и вообще делать какие-либо фотографии на Мамаевом Кургане не стал - это неэтично как-то, что ли.

И еще, самое основное. Никакой это, конечно, не Волгоград, а самый настоящий Сталинград. Был, и остается.







Tags: Волгоград, СССР, Сталинград, музеи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments