На просторах великой страны нас встречает могильный покой


Previous Entry Поделиться Next Entry
О генетическом следе и мракобесной политкорректности
seerozha
Отвлечемся ненадолго от различных "хакспейсов", и вернемся к скорбной , с археологическими и этнкультурными исследованиями.

Для понимания дальнейшего текста необходимо заметить, что в Америке такой правовой акт - NAGPRA, "Акт о защите захоронений коренных жителей Америки и репатриации", призванный, якобы, защищать старинные человеческие захоронения и культурные ценности исконных американских народов от "неправильных" исследователей.

А теперь - на тему того, как он реально работает, и что им достигается (из книги "Сибирь и первые американцы"). Ну, и между абзацев, про аналогичный отечественный маразм.

"
  Итак, археологические памятники и древние человеческие останки теперь находятся под защитой. Великолепно ! Только зачем же ставить знак равенства между грабителями и учеными ? А ведь именно в таком духе истолковали NAGPRA, например, в штате Калифорния, где антропологическое исследование индейских останков (а какими ещё могут быть древние останки в Америке ?) запрещено. Да и в других штатах археолог, особенно приезжий, может столкнуться с проблемами. Попав в фонды музея имени Филда в Чикаго в 1991 г., вскоре после принятия NAGPRA, автор этой главы обнаружил,  что дружелюбные и гостеприимные хранители музея мрачнели, как только речь заходила о доступе к индейским останкам, племенная принадлежность которых была точно известна. Нельзя - и точка. Впрочем, главное ведь что ? Обозначить официальную позицию музейной администрации, обменяться с заезжим коллегой взглядами, после чего уйти, плотно прикрыв за собой дверь, и на много часов оставить гостя наедине с искушением. Через несколько лет в ведущем американском антропологическом журнале появилась статья автора этой главы и двух его учеников, посвященная сибирско-американским связям, реконструированным по краниологическим данным. Её выходу никто не препятствовал, хотя все изученные материалы там указаны. Не исключено, что этих материалов уже нет, вернее, они "репатриированы".

  Итак, "репатриация" ... Кого и куда собираются репатриировать ? Уцелевших индейцев на родные земли, откуда их изгнали ? Боже упаси ! Речь идёт всего лишь о хранящихся в музеях останках их предков и предметах индейской культуры. В частности, останки подлежат перезахоронению. Похвальная политкорректность ! Самая цивилизованная нация нация на свете в очередной раз показывает пример остальному миру (в том числе и странам, где аборигены не истреблялись столь жестоко и систематично). Давайте, однако, называть вещи своими именами: после того, как десятки племен исчезли с этнической карты, предлагается исправить дело, похоронив заодно и их историю. Впрочем, право на такие похороны предоставляется уже не властям, а старейшинам племён.

  Как тут не вспомнить случай, произошедший не в Америке, а у нас в Петербурге, в 90-ые гг. прошлого века, когда церкви стали передавать верующим. В одной из них - в Андреевском соборе XVIII в., что на Васильевском острове - находился отдел антропологии Кунсткамеры. Ученые, в отличие от властей, обычно понимают значение культурных ценностей, и Кунсткамера вложила в реставрацию собора немалые средства.  Но времена изменились, у церкви нашлись истинные хозяева, и антропологам пришлось искать другое помещение. Однажды, когда ученые готовились к переезду и уже паковали коллекции, в собор явился батюшка. Окинув взглядом кости и черепа, лежащие на полках, он задумчиво сказал: "А ведь надо бы их всех похоронить по-человечески, по-христиански!". Оправившись от изумления, антропологи робко возразили, что эти люди жили за много веков до рождения Иисуса Христа. "Ну и что ? - не моргнув глазом, ответил батюшка - А всё равно они люди.".

  Это возвращает нас к вопросу о человеке из Кенневика, который как-никак тоже человек, даром что очень древний. Получив требование индейцев, командование Инженерных войск США, в чьём ведении находился скелет, запретило ученым его исследовать. Чувства аборигенов заботили армейское начальство скорее всего так же мало, как и из история - просто не хотелось связываться с племенными старейшинами и идти наперекор либералам из команды Клинтона. Останки уже готовились передать индейцам - и тут случилось нечто непредвиденное.

  Восемь ведущих антропологов подали в суд. "Иску Боннексена против правительства США" был дан ход. Истцы не согласились с тем, что останки столь глубокой древности попадают под действие NAGPRA, и обвинили командование Инженерных войск в самоуправстве. Федеральный суд с этим согласился, и постановил расследовать вопрос с должной тщательностью.

  Создали комиссию из 18 ведущих экспертов. Была проведена биологическая, рентгенологическая, этнографическая, археологическая, и даже лингвистическая экспертиза находки (скелеты хоть и редко, но разговаривают). Комиссия работала два года, а ископаемый виновник скандала терпеливо дожидался своей участи в особом хранилище Музея естественной и культурной истории в Сиэттле. Армейское же начальство ждать не стало. Дабы воспрепятствовать археологическим раскопкам, оно с одобрения индейцев распорядилось завалить место захоронения толстым слоем бревен, камней и земли. Для большей надежности на образовавшемся кургане посадили несколько тысяч деревьев. Ничего себе "защита захоронений" !

  Это подлило масла в огонь. Недруги Клинтона из республиканских рядов обвинили его администрацию в том, что она из соображений политкорректности не только уничтожает археологические памятники, но, хуже того, нарушает права ученых.
...
  И вот в 2002 году решение (на текущий момент вроде как окончательное - прим. моё) было принято...Ученым было разрешено вновь взяться за изучение скелета. Обиженные индейцы не смирились. Судебные баталии продолжались до 2004 года.
...
  Если рассматривать этическую сторону дела, то свою долю неприятностей получили все три стороны - и аборигены, проигравшие процесс, и ученые, навлекшие на себя их гнев, и власти, оказавшиеся в двусмысленном положении.

"

P.S.:
Книжку эту - "Сибирь и первые американцы", С. А. Васильев, Ю. Е. Березкин, А. Г. Козинцев - рекомендую, читается, как увлекательный документальный роман, написанный без всякой "желтизны", по качеству материала и легкости изложения в личном списке подобной литературы - вторая по увлекательности после "Боги, гробницы, ученые" Карла Керама.

?

Log in

No account? Create an account