seerozha (seerozha) wrote,
seerozha
seerozha

О творческих планах Ростовского Театра Драмы

Худрук нашего местного Театра имени Горького дал небольшое интервью о новых постановках, если отбросить ритуальные слова и расшаркивания перед городскими и областными чиновниками - весьма неплохо.

Постановку "Женитьба" по пьесе Гоголя - очень хвалят уже посетившие её граждане.

--
В творческих планах труппы Ростовского театра Драмы имени М.Горького целая палитра премьерных спектаклей. Не так давно актерам рукоплескали поклонники театра на Ставрополье. Ростовскому "Маскараду" выпала честь открывать фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Театральные встречи на Кавказе" - "Лермонтов и Кавказ". О начале 151-го театрального сезона одного из старейших и самых известных театров на Юге России Ростовского театра Драмы имени М.Горького рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств России Александр Пудин

      - Александр Иванович, давайте начнем с главного, какими премьерами порадует в нынешнем театральном сезоне своего благодарного зрителя труппа Ростовского театра Драмы имени М.Горького?

      - Радовать уже начали: 10 октября мы открыли свой 151-й театральный сезон и за это время сыграли две премьеры - "Пять вечеров" Александра Володина в постановке Николая Елесина и "Женитьба" Николая Гоголя в постановке народного артиста России, лауреата Государственных премий России Сергея Арцибашева. А дальнейшие наши планы таковы: 10 декабря сдаем новогодне-рождественскую сказку "Волшебный огонь Рождества" по мотивам рассказа Г.-Х. Андерсена, следом - традиционное новогоднее шоу "Брызги шампанского". "Брызги" готовит болгарский режиссер Богдан Петканин, а сказку ставит режиссер Театра на Таганке Рената Сотириади. Если Б.Петканина ростовчане уже знают и любят, то Р.Сотириади - постановщик новый для города. Она училась у Юрия Любимова, замечательно владеет профессией режиссера и актера. Р.Сотириади - лауреат Международного конкурса актеров им. Михаила Чехова в Лондоне. В театре на Таганке играет в спектаклях: "Тартюф", "Живаго (Доктор)", "Медея", "Мастер и Маргарита".

      Сказка у нас будет, надеюсь, очень яркая, красивая и, конечно, добрая. Очень хочется, чтобы она впоследствии осталась в репертуаре.

      - Актеры выступают при заполненном зрителями зале или этот фактор не имеет значения?

      - Полный зал дает уникальные ощущения. И дело не только в том, что актеру приятнее работать на большую публику. Зал, находящийся на одной волне с артистом, создает богатейшую энергетику, которая заряжает и зрителя, и, естественно, артиста. Я рад, что большинство наших спектаклей идет практически при аншлагах. Ростовчане ходят на спектакли любимых и самых известных актеров российского масштаба. Их у нас в театре - целое созвездие. Это и Игорь Богодух и Татьяна Шкрабак, Наталья Гординская, Сергей Власов, Олег Ширшин, Виталий Соколовский, Юрий Добринский, Юлия Борисов, Сергей Витченко, Артем Шкрабак, Елена Подуст, Андрей Тихонов, Марина Любимова и другие замечательные актеры старшего и среднего поколения. Уже стали любимыми у зрителя наши молодые дарования - Кристина Гаврюкова, Екатерина Березина, Вячеслав Огир, Алексей Тимченко, Елена и Евгений Климановы, Александр Богданов, Ольга Васильева, Татьяна Полищук, Елена Золотавина и другие артисты. Любители театра очень высоко ценят костюмы Натальи Пальшковой, музыку Олега Коваленко и хореографию Натальи Клещевой.


      - На какие спектакли спрос наиболее повышенный, на те, которые привозят на Дон гастрольные труппы или на поставленные, непосредственно, на театральной сцене Ростовского театра Драмы?

      - Все зависит от того, кто приезжает. Некоторые антрепризные спектакли шли при полупустых залах. Но вот недавно к нам приезжала Чулпан Хаматова. Гастроли, что называется, удались. Зритель получил, действительно, массу положительных эмоций, посмотрев и моноспектакль, услышав много интересных рассуждений о судьбе Цветаевой, об искусстве, в целом. Зал был полон и, что удивительно, - тих. За все время спектакля я не услышал ни одного кашля, ни одного телефонного звонка в зале. Значит, пришла интеллигентная, духовно образованная и подготовленная публика.

      А если в целом, то я доволен востребованностью нашего театра среди ростовчан. Театр, как говорится, намолен, имеет своего верного зрителя, работает, в целом, в той эстетике, которая понятна и близка донской публике. Но это не значит, что мы не желаем и не будем экспериментировать. И репертуар постепенно почистим. От чего намерены отказываться? От спектаклей, не имеющих художественной ценности, где очевидна скудость драматургической, режиссерской и сценографической мысли. То есть от того, чему не приличествует быть в академическом театре.

         - Александр Иванович, как идет работа над новой премьерой спектакля, "Тихий Дон" по одноименному роману нобелевского лауреата М.А.Шолохова, и когда постановка будет представлена на театральной сцене?

      - Есть хорошая пьеса Владимира Малягина, есть замечательный композитор Алексей Шелыгин, автор музыки к фильмам "Бригада", "Глухарь" и многим другим, обладатель нескольких ТЭФИ, который готов писать музыку, есть согласие внука великого Михаила Александровича Шолохова Александра Михайловича войти в постановочную группу в качестве консультанта, есть сроки, когда спектакль должен быть сдан… Весь вопрос пока в режиссере. Желающих много - и народные артисты России, и лауреаты "Золотой маски", все из себя маститые и именитые, но нас преследуют несовпадения: кто-то предлагает сделать постановку позже, то есть не к маю, когда будет отмечаться 110-летие Михаила Александровича, а осенью или даже через год. Или же я ловлю себя на том, что режиссер, хоть и мастер, но подостывший…

      Надеюсь, что имя постановщика будет названо в начале декабря, чтобы в конце уходящего года приступить к работе над новым спектаклем.

         - Как известно, 2014-й год объявлен в России Годом культуры, как отражен он в репертуаре театра?

      - Отмечая Год культуры, наш театр объявил этот сезон сезоном отечественной драматургии. Надо отдавать долги русской культуре, истории, традициям!

      Я всегда поражался тому, как наши театры, особенно в провинции, любят ставить зарубежную драматургию. А артисты почему-то просто обожают играть сэров, пэров, принцев, королев и королей, баронов. И главное, им кажется, что они знают, как их надо играть! Как будто, они чувствуют природу своих героев! В целом, это зачастую выглядит смешно и наивно. Поэтому, когда они встречаются с серьезной отечественной драматургией, нередко легко скатываются на фальшь. И если зарубежным сюжетом, интригой или историей, не вполне непонятными для русского человека, зрителя можно легко запутать, то работать с родным "черноземом" катастрофически тяжело и ответственно. Нужна правда жизни, нужно внутреннее погружение в материал, в характеры, в языковую ткань, а это, к сожалению, разучились делать и современные режиссеры, и артисты.

      Проведение Года культуры, обсуждение в течение года "Основ государственной культурной политики", - все это поднимает на новый качественный уровень развитие отечественной культуры и искусства. Невозможно не согласиться с непреложной истиной, которая предваряет свод приоритетов в области культуры, что именно культура на протяжении всей российской истории сосредотачивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла влияние России в мире.

      Учитывая то, что 2015 год объявлен в России Годом литературы, наши творческие планы, и сезон отечественной драматургии, и премьера "Тихого Дона во многом перекликаются с культурными и общественно-политическим процессами в стране. Это значит, что театр будет идти в фарватере тех традиций, которые заложили прежние творческие лидеры театра - Ю.А. Завадский, Ю.И. Еремин, Н.Е. Сорокин и другие. Наш репертуарный план, тесно связан с именами великих писателей, получивших мировую известность - Шолохова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Горького, Бернарда Шоу…

         - Каковы перспективы гастрольной деятельности театра?

      - Вопрос гастролей является сложным и запущенным для современного российского театра. Показательно, что в целях организации гастрольного дела министерство культуры России создало даже специальный Центр по организации гастрольной деятельности. Очень хочется, чтобы у руководства области были возможности для финансирования гастролей ростовских театров. Пока мы имеем некоторые виды на показ "Тихого Дона" в Москве, на сцене прославленного Малого театра. А еще очень хотелось бы повезти его в Финляндию (конечно, в случае, что он станет явлением и откровением) - на Международный театральный фестиваль в городе Тампере, который является одним из крупнейших в Европе. Меня, как и многих других театральных деятелей, очень волнует, что западные санкции касаются не только экономики, но и культуры. Поэтому, считаю, нам надо использовать любую возможность, чтобы гуманитарные связи с Европой не затухали. Но я категорически против, чтобы россияне представляли на потребу конъюнктуре произведения, в которых наши соотечественники выступают либо духовными дегенератами, либо людьми нетрадиционной сексуальной ориентации. Все это не для нашего Отечества.

         - Какие требования Вы предъявляете труппе, насколько востребованы молодые актеры?

      - Требование одно - верность своей профессии и театру. И хочется понимания, что невозможно в одночасье обеспечить всех главными ролями.

      Знаю, что театр и зритель ждет от меня, как нового художественного руководителя, необычного для Ростова зрелища и успеха. Хочу заявить, что у меня нет в планах делать ставку на одну постановку. И вообще свои обязанности я вижу шире, чем одна только работа над репертуаром. У меня осталось полтора года контракта, а параллельно с творчеством надо и ремонтом здания заниматься, и новые формы расширения доходной базы придумывать, и материально-техническую базу развивать, и долги, доставшиеся в наследство, выплачивать, и устройством быта работников театра заниматься, и нужную для творчества, равно как и для производства спектаклей, атмосферу создавать…

      Можно было, разумеется, навалиться на один самый-самый умопомрачительный спектакль, эффектно им выстрелить и уже тем самым остаться в истории театра. Но я выбираю путь, где решаются многие-многие вопросы в комплексе. Поэтому, если Вы меня спросите, каково мне едется на "тракторе", скажу честно, что в кабине сижу редко, а есть ощущение, что я его в меру своих сил либо толкаю, либо бегу рядом.

      Что касается молодых актеров, им предназначен наш специальный проект - творческая мастерская "Дизель", которая займется постановкой пьес молодых драматургов - студентов Литературного института имени А.М. Горького - силами молодых режиссеров. Под этот проект полностью отдается Экспериментальная сцена. К первой работе мы приступим уже в январе, сразу после праздников. Молодой режиссер Иван Миневцев, выпускник ГИТИСа (курс Е.Каменьковича и Д. Крымова) будет ставить пьесу студентки 2 курса Литинститута Полины Бабушкиной с интригующим названием "Как мы убивали дядю Ваню". Премьера ожидается в конце апреля будущего года. Кстати, педагогом Миневцева является наш земляк, ростовчанин, признанный в столице режиссер Роман Самгин.

         - Будут ли задействованы в спектаклях, в т.ч. премьерных актеры из театров других регионов РФ, а также Москвы и Санкт-Петербурга?

      - Будем смотреть по обстоятельствам. Самоцели как таковой у нас нет.

      - Безусловно, для творческого человека важна мотивация его деятельности, как решает этот вопрос руководство театра?

      - Мотивация для любого творческого человека - максимальная творческая самореализация. А чтобы это произошло, нужны условия и собственные желания человека, посвящающего себя искусству, служению театру. Условия должны создавать и руководство театра, и руководство области, которое в лице министерства культуры является нашим учредителем. Я рад, что судьбой горьковского театра занимаются лично губернатор области Василий Голубев и его первый заместитель Игорь Гуськов. В курсе всех наших вопросов министр культуры региона Александр Резванов. Но, к сожалению, общее состояние нашей экономики таково, что появятся неизбежные сложности в финансировании культуры и театра в частности. Уже сегодня видно, что нам придется все больше полагаться на собственные силы - больше зарабатывать, быть интересными на Дону и за его пределами. Повторюсь еще раз, что удел руководителя театра с провинциальной судьбой сильно вдохновлять не может. Хочется, чтобы кафедра нашего любимого "трактора", которому в будущем году исполнится 80 лет, была слышна и видна отовсюду. А это значит, что нам надо поднимать свою творческую планку. Чтобы с нашей труппой работали именитые и самобытные режиссеры. Нам нужны художественные открытия такой выразительной силы и правдивости, которые заставили бы аудиторию восторженно плакать и смеяться, а сердце трепетать от счастья, что театр созвучен твоему настроению, а главное - времени, в котором он работает.


Источник
Tags: Ростов-на-Дону, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments