На просторах великой страны нас встречает могильный покой


Previous Entry Поделиться Next Entry
Тунис, Эль Джем - город одного памятника
seerozha
Он был обычного для римлян роста; у него была красивая седина, величественный вид, цвет лица — скорее красный, чем белый;
лицо очень широкое, выражение глаз, очертания рта и лба — внушавшие почтение, телосложение — несколько полное. Он отличался
таким уравновешенным нравом, что его нельзя упрекнуть ни в одном поступке, который был бы вызван горячностью, нескромностью
или неумеренностью. Он был исключительно привязан к своим близким, питал безграничную любовь к сыну и внуку, благоговейную —
к дочери и внучке <…> Он был воздержан в употреблении вина, очень умерен в еде, носил щегольскую одежду, питал большую страсть
к купанию, так что летом купался по четыре-пять раз в день, а зимой — по два раза. У него была очень большая потребность во сне,
так что, обедая у друзей, он без стеснения засыпал в столовой. Это происходило, по-видимому не от опьянения или невоздержанности,
а в силу естественной потребности.


Он - это Марк Антоний Гордиан Семпрониан Роман Африкан, проконсул Африки, бывший будущий император Гордиан I, строитель амфитеатра в Эль-Джеме. При постройке "Более сорока лет выкалывали в каменоломнях гигантские глыбы, обтесывали, везли к месту строительства, старательно укладывали, а потом всю поверхность облицовывали мрамором. Стены Колизея выкладывали мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей.", но жаждавшие хлеба и зрелищ более 30 тысяч местных жителей так и не дождались окончания строительства.

WP_20140921_005.jpg

WP_20140921_007.jpg

Разразилось африканское восстание против Максимина Фракийца, унесшее жизнь и императора, и его сына, а амфитеатр, регулярно заливаемый кровью гладиаторов и диких зверей, послужил им чем-то вроде гигантского памятника.

P6270002.JPG

WP_20140921_011.jpg

Амфитеатр огромен. Пишут, что он третий после амфитеатра в Капуе и римского Колизея, но это совершенно не даёт представления о его размерах. Нереальное циклопическое сооружение, внезапно возникающее среди запорошенных серо-жёлтым песком арабских домишек одноименного городишки.

P6270003.JPG

Некоторые туристы сравнивают первое впечатление от амфитеатра с гигансткими строениями каких-нибудь прилетевших сюда в прошлом инопланетян, и, надо признать, с эмоциональной точки зрения для этого есть все основания.

P6270005.JPG

Хотя судьба амфитеатра в послеримскую эпоху быда незавидна - его использовали как укрепление в берберских войнах, он служил каменоломней для постройки Большой Мечети в Кайруане (об этом речь впереди!), но исполинские стеныд и поныне демонстрируют невероятную мощь и несомненный архитектурный талант своих строителей.

P6270004.JPG

За фрагментами таких построек, к примеру, укрывались от пушечного огня войск тунисских деев непокорные берберские племена, и как раз с берберскими племенами связана одна любопытная легенда. Он гласит, что в этих стенах закончила свои дни отчаянно сопротивлявшаяся арабам африканская принцесса эль-Кахена - умрела, оставив в туннелях под амфитеатром несметные сокровища, не найденные до сих пор. Некоторые предания утверждают, что помощь берберам в осажденном Эль Джеме оказывалась по подземным ходам из Махдии, а еще один туннель вел отсюда же к катакомбам Сусса. Туннели были такой величины, что по ним мог пройти слон.

P6270014.JPG

Учитывая, что только до Махдии порядка сорока километров - очень похоже на "городскую легенду", но на неё и описания амфитеатра похожи, пока не увидишь его воочию.

P6270011.JPG

Быть может, где-то внизу и скрываются засыпанные песками таинственные подземные сооружения, ждущие пытливого исследователя и часа своего ренессанса.

P6270010.JPG

Хотя почему "быть может" - точно скрываются, потому что новые и новые объекты в Эль Джеме раскапывают, со слов гида, практически каждый год. В этом году, например, начали раскапывать гигантскую цистерну, в которой хранились запасы воды.

P6270022.JPG

А вот для чего или кого предназначались эти запасы, пока точно неизвестно. Помимо очевидной версии - запасы дождевой воды для питья, существует и другая - скажем, эта вода предназначалась для заполнения арены амфитеатра, после чего перед изумленными зрителями разыгрывались битвы на галерах. Ничего особо фантастического здесь нет - доказано, что в римском Колизее специальная гидравлическая система для таких целей была, и "морские" сражения демонстрировались как минимум несколько раз. Одна из самых богатых римских колоний, успешно выращивавшая и продававшая в метрополии оливки, вполне могла позволить себе такие излишества.

P6270030.JPG

Здание уже изрядно засыпано песком, пострадало от рук местных жителей - но сохранило своего былого великолепия.

P6270025.JPG

P6270038.JPG

В этих проходах когда-то толкались спешащие посмотреть на убой римские граждане -

P6270041.JPG

Наверняка, делились свежими новостями, гадали, кто победит в очередной схватке -

P6270042.JPG

Щурились от ярких лучей солнца, падающего из световых колодцев -

P6270043.JPG

P6270044.JPG

Амфитеатр и до сих пор обладает замечательной акустикой. Даже теперь, звездными летними вечерами, в местном колизее устраивают фестиваль классической музыки - исполняют Бетховена, Чайковского, Дворжака. Ощущения, надо думать, феерические. Сами мы, к сожалению, до посещения Эль Джема об этом не знали, но даже в записи - весьма !



А древние стены - весьма внимательные слушатели.

WP_20140921_016.jpg

WP_20140921_002.jpg

WP_20140921_004.jpg

Уцелели, и были раскопаны около ста лет назад и подземные помещения - там держали обреченных на смерть хищников и представителей рода человеческого.

WP_20140921_020.jpg

Некоторые считают, что из людей тут содержали только умерщвляемых на играх военнопленных и местных преступников -



WP_20140921_032.jpg

WP_20140921_025.jpg

- но одно можно сказать точно - крови и слёз эти стены, вероятно, видели немало.

Вот по этому проходу отправлялись на бой и в свой последний путь неудачливые римские пленники -

WP_20140921_037.jpg

- поднимались навстречу смерти по этим ступеням -

WP_20140921_038.jpg

- а наверху их ждала беснующаяся, жаждавшая крови и развлечений толпа, привыкшая к тому, что убивали на сцене много, часто, и с удовольствием -

WP_20140921_048.jpg

Впрочем, времена те давно прошли, и африканский колизей навсегда погрузился в сон, изредка наблюдая за шаркающими сандалями туристами полуразрушенными арками, да бросаясь отлетающей каменной крошкой в особо настырных археологов.

WP_20140921_044.jpg

WP_20140921_045.jpg

WP_20140921_047.jpg

WP_20140921_046.jpg

Эпичное место. Впечатлились, погуляли, и поехали ещё дальше, в Сахару.

  • 1
Прекрасный фоторепортаж! Спасибо.

Но одно замечание все же есть. Дело в том, что в тексте вы весьма драматизируете печальные судьбы гладиаторов. В эпоху развитого Рима (особенно в имперский период) основная масса - т.е. более 95% гладиаторов были наемниками-контрактниками, которые добровольно шли заниматься этим делом. На бытовом жаргоне это называлось "продать свою кровь" и для мужчины почти приравнивалось к проституции.

Смертность и травматизм были весьма низки - примерно одна травма на 10 поединков. По сути это был развитой и весьма прибыльный шоу-бизнес, со всеми вытекающими последствиями. С современной точки зрения это вообще профессиональный спорт - с контрактами, импресарио, социальным пакетом, "договорными" поединками, рекламой и большими деньгами.

Перед началом поединка объявлялись имена участников, сообщалось в скольких боях гладиатор участвовал и в скольких победил... После победы в серии поединков (т.е. в турнире) верхние победители награждались соответствующими медалями... Разница с современным спортом лишь в том, что медали были не из золота/серебра/бронзы, но костяные и не всегда круглой формы. Среди гладиаторов были и двоеборцы (димахеры) и троеборцы (тримахеры), т.е. те, кто выступали в нескольких видах боев. Сами виды и правила были строго регламентированы.

Известные гладиаторы были кумирами публики, а по окончании контракта получали пожизненные почести и пенсию, делавшую их вполне зажиточными людьми... Условия жизни, тренировок и медобслуживание в гладиаторских школах превосходили то, что имели обычные военнослужащие (для врача поработать в школе гладиаторов считалось хорошим карьерным шагом, открывавшим двери в дорогие клиники).

Часто для завершения карьеры гладиатору было достаточно 10-15 успешных боев, а иногда и 3-4. При этом, многие победители, уже получив пожизненный пансион и признание, продолжали гладиаторскую карьеру. В императорскую эпоху в гладиаторы шли и женщины, хотя это считалось очень постыдным, как и вообще гладиаторская карьера. Но многие бедные люди видели в ней неплохой шанс выбраться из нищеты. Императоры неоднократно пытались административно ограничить участие в боях женщин, кадровых военных, сенаторов и прочие категории граждан.

Травля зверей - так называемые "утренние бои" на 99% проходили в виде тавромахий - т.е. боев именно с быками (а не с экзотическими львами или слонами), которые сохранились практически в неизменном виде (включая название) до наших дней. В быту мы чаще называем тавромахию корридой, хотя официально она так и называется - тавромахия. И мы, что характерно, не сопереживаем тореадору, но жалеем быка, хотя тореадор - тот же самый гладиатор-наемник, добровольно идущий на риск ради денег и славы толпы. Аналогичные процессы происходили и в Римской империи - образованные и вообще культурные люди не принимали расправ над животными. Был даже такой случай, когда пожалев несчастных слонов, зрители почти в полном составе покинули амфитеатр...

Об античном гладиаторстве можно говорить долго, но суть в том, что тот его образ, который мы вынесли из школы, а теперь получаем от экскурсоводов - на 90% не соответствует действительности.

Весьма познавательно, спасибо !

Темой гладиаторов для дискуссии "на уровне" не владею, школьная программа, балет "Спартак", и разрозненные статьи в Интернет, увы.

Гид делал акцент на том, что конкретно в Эль Джеме подавляющее большинство сражавшихся были военнопленными или преступниками, т.е. ни о каком контракте, по крайней мере, сначала, речь идти не могла.

С другой стороны, и действительно, на гладиаторскую арену не брезговали выходить даже римские императоры - например, Нерон - и это уж точно было не демонстрацией физических сил, а исключительно лицедейством, неким рекламно-политическим актом, что ли -

"
Так, Домициан (81-96 гг. н.э.), будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. Рогатых от природы животных – оленей, быков, зубров он убивал выстрелом в глаз.

А любивший гладиаторские игры Гай Калигула (37-41 гг. н.э.) часто превращал их в демонстрацию своего произвола; тяга к личному участию однажды побудила самого Нерона вооружиться охотничьим копьем и вступить в схватку со львом (но ходили упорные слухи о том, что хищнику предварительно вырвали зубы и порвали главные мышцы); предметом особой гордости императора Коммода (180-192 гг. н.э.) было то, что его 620 раз провозглашали «перворазрядным секутором»

"

Или мурмиллон Спикул, получивший в награду целый дворец, и бывший доверенным лицом - а, по некоторым сведениям, ещё и любовником - императора Нерона.

Однако в абсолютных цифрах смертность на арене в определенные годы была весьма высока - например, "Особого размаха достигли гладиаторские бои в период правления императора Траяна (98-117 гг. н.э.) – в эти годы в Колизее погибло около 40 000 человек."/

Можно пересчитать это в расчете на год, порядка 40 000 человек за 19 лет, что больше двух тысяч человек в год, или, в среднем, более 170 в месяц. А если сравнить количество жертв с населением Эль Джема - то получится, что только за эпоху правления Траяна на аренах "повыпиливали" от полутора до двух городов таких целиком.

Впрочем, повторюсь, тему надо "копать", не специалист. А про краски про молитвы сгустил, наверное, подсознательно, имея в виду известные расправы над христианами.

Вообще надо иметь в виду, что мы говорим о явлении, которое существовало чуть ли не 1000 лет, и за этот период неоднократно видоизменялось, порой до неузнаваемости. Да и территориальный разброс не маленький - от Гибралтара до Афганистана, от Англии до Сахары.

Даже во времена Пунических войн, согласно Ливию, "когда Сципион (конец III - начало II в. до н.э.) показывал гладиаторов в Карфагене, это были не рабы и не люди, продававшие свою кровь, какие обычно попадали в обучение к ланистам". Эта служба была исключительно добровольной. Бойцов часто присылали вассальные князья, чтобы продемонстрировать доблесть своих людей. Другие же выходили биться в честь своих генералов, а были и такие, что с помощью меча решали личные споры.

Общая же тенденция развития гладиаторства идет от сакральных ритуалов до шоу-бизнеса. И рост популярности (строительство все большего числа арен все больших размеров) прямо пропорционален степени превращения в этот самый шоу-бизнес, перемешанный со спортом.

В целом же, мнение о том, что военнопленным прямая дорога на арену - это натуральный миф. Война в римскую эпоху была не враждой наций, но вполне себе экономическим мероприятием, в котором важной составляющей военной добычи были люди, пополнявшие рабские трудовые ресурсы.

Уже в республиканском Риме военнопленный рассматривался, как производительная единица, а не как "шлак", который можно пустить в расход на арене. В императорскую эпоху даже сами рабы уже рассматривались не как личная собственность рабовладельца (типа, что хочу, то и делаю), но как общественный ресурс, данный государством конкретному рабовладельцу во временное пользование - эту концепцию ввел еще Август.

Фактически в императорскую эпоху насильно оказаться гладиаторами могли только преступники. Просто так накупить рабов на рынке и отправить их на арену было фактически и юридически невозможно. Тем более это касалось военнопленных. В римском праве существовало два типа приговоров, означавших попадание в гладиаторы - это так называемый ad gladium (gladius - меч) и ad ludum (Indus - игра). Изначально приговор ad gladium означал, что осужденного должны были непременно убить в течение года, но еще Август изменил это правило и ввел для этой категории право быть помилованным публикой. Приговор ad ludum изначально означал, что осужденный лишь обязан проработать гладиатором три года - наравне с остальными гладиаторами-наемниками.

Масштабные злоупотребления с гладиаторскими играми, безусловно, случались. И не один раз. Больше всех отличились в этом Нерон и Калигула. Но это были именно шокировавшие общество "извращения", а не общепринятая по всей империи норма. Калигула подобное устраивал и в драматических театрах, когда соответствующего героя пьесы на сцене убивали по-настоящему. Но из этого не следует, что сам по себе театр римской эпохи был именно таким.

Школы гладиаторов жили за счет того, что давали напрокат своих гладиаторов. При этом в договорах проката оговаривалось, что в случае серьезной травмы или смерти гладиатора, заказчик выплачивает школе штраф-неустойку в 10-кратном размере, а в некоторых случаях еще в разы больше, когда речь шла об известных гладиаторах, составлявших рекламу и основной капитал школы.

Т.е. даже из экономики деятельности гладиаторских школ следует, что серьезная травма с рядовым гладиатором в среднем случалась не чаще, чем 1 раз на 10 боев, в которых он участвовал - т.е. примерно раз в 3-5 лет, поскольку игры, в которых участвовала конкретная школа, происходили не чаще 3-4 раз в год. Но по источникам известно, что средняя договорная карьера гладиатора длилась примерно столько же, после чего он уходил на государственную (!) пенсию. Собственно сравнительно высокая вероятность, погладиаторствовав несколько лет, обеспечить себе безбедное дальнейшее бытие и толкала массы небогатых людей на это поприще.

Те же указы императора Севера, запрещавшие участие в гладиаторских боях женщин, военнослужащих, чиновников и сенаторов, говорят сами за себя. Даже из бытовых представлений понятно, что римский сенатор не пошел бы сражаться на арену с рабами или военнопленными.

Касательно упомянутых 40 000, уже давно среди историков существуют большие сомнения. Считается, что она превышена минимум на порядок - т.е. речь идет не о погибших, но об участвовавших.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account