seerozha (seerozha) wrote,
seerozha
seerozha

Category:

Наука и религия

Оригинал взят у scinquisitor в Наука врет! (иногда)

В сериале “В Филадельфии всегда солнечно”, есть прекрасная сцена, где один из главных героев (Мак) обосновывает, что “вера в эволюцию” сравнима с религиозной. Мак объясняет, что даже самые великие ученые ошибались (иногда), и задается вопросом: а на каких основаниях его оппоненты считают теорию эволюции верной?

Оппонент Мака отвечает: “Ну как! Есть же множество данных! Учебники, статьи! Ископаемые! А у тебя только книга, написанная людьми, которых ты никогда не знал”.

На что Мак убедительно парирует: “а сам-то ты эти ископаемые видел? Данные анализировал?”

Получив отрицательный ответ, Мак ухмыляется и заявляет: то есть ты основываешь свои убеждения на книгах, написанных людьми, которых ты никогда не знал! Быть может, это можно назвать, эм… верой?





Здесь полезно уточнить контекст, что все основные персонажи сериала – балбесы, лишенные здравого смысла, поэтому Мак, конечно, побеждает в споре. Ясно, что практически любой биолог (в том числе и я) ответил бы, что он видел своими глазами ископаемые переходные формы и/или строил “дерево жизни” по фрагментам ДНК, или имел дело с чем-то иным из множества доказательств эволюции. В этом контексте сериал ни в кой мере не пропагандирует равенство идей креационизма и эволюции, но он показывает вполне правдоподобный сценарий обсуждения такого вопроса среди неспециалистов. Не удивительно, что в адрес некоторых людей, имеющих вполне корректные, с научной точки зрения убеждения, но не способных свои убеждения грамотно отстоять, слышатся обвинения в “науковерии”.

Теперь давайте посмотрим, на некоторый реальный случай. Александру Соколову (chieffff), редактору портала antropogenez.ru пришло следующее письмо:

Добрый день, Александр!

Меня зовут Р..., мне 38. Во-первых, хочу поблагодарить Вас за Вашу бесценную работу над ресурсом antropogenez.ru. Ваши труды, лекции Станислава Добрышевского, книги Ричарда Докинза, и подобные источники достоверной научной информации 2 года назад помогли мне, лютому сектанту-пятидесятнику с почти 20-летним стажем узнать правду об окружающем нас мире и навсегда расстаться с суеверными представлениями о нем. Без Вашей помощи это было бы невозможно.

Биология, палеонтология и антропология увлекали меня с детства, но в 15 лет я угодил в объятья религии, и с того момента "всё пошло не так". Теперь же, став абсолютным атеистом, интерес к этим областям знаний закипел во мне с новой силой. Поэтому хочу задать Вам вопрос — реально ли в моем возрасте заочно получить образование по этим дисциплинам? Если это не возможно в России, на русском, может быть есть англоязычные университеты, где можно учиться дистанционно?

Конец письма.

Не все увидели в этом письме победу просвещения, рождение любознательности и тяги к знаниям, которую увидели мы с Александром Соколовым. Некоторые предположили, что автор письма просто “поменял одну веру на другую”.

И вот здесь мне захотелось заступиться за автора письма (а заодно и за оппонента Мака из Филадельфии) и продемонстрировать колоссальную пропасть между верой религиозной и доверием науке.

Особенностью людей, доверяющих науке, является принятие ими принципов научного познания мира.

Утверждения должны доказываться, а не основываться на чьем-то мнении или откровении, должны быть проверяемы.

Нет конечных истин, есть только стремление к все более полному и корректному пониманию мира вокруг нас. Научное познание не гарантирует отсутствие ошибок, но гарантирует, что ошибки будут со временем исправляться.

Все могут ошибаться, даже самые выдающиеся ученые. И статьи в самых крутых научных журналах типа Nature могут содержать критические ошибки, а в случае их обнаружения, сторонники научного мировоззрения должны быть готовы пересмотреть свою точку зрения в свете новой информации. Важна совокупность фактов, аргументов.

Да, мы вынуждены доверять экспериментаторам в том, что они на самом деле провели те или иные эксперименты или исследования, получили заявленные результаты и ничего не умолчали. Но мы можем сопоставить их выводы с выводами других исследовательских групп, подождать воспроизведения результатов. При этом мы учитываем и то, что ученый, фальсифицирующий результаты исследований, рискует своей карьерой, материальным благополучием и, в некоторых случаях, свободой.

Нельзя быть “науковером” и отрицать ограничения собственного познания и все вышеупомянутые принципы.

Все это крайне расходится с идеями веры религиозной, верой в неприкасаемые догмы (Бог есть! Эта книга священна! То, что написано в этой книге – правда! и т.д.). Стоит на эти догмы напасть, и в ответ услышишь не аргументы, не обоснования, не предложение о проверке гипотезы, а обвинения в “оскорблении чувств”.

"Верующие в науку" хотя бы слышали о том, что научные знания иногда могут перепроверяться, уточняться и пересматриваться, а это уже является заделом для критического осмысления фактов.

Допустим, человек является “науковером”, но в силу своего недостаточного образования перепутал и решил, что научно-обоснованной концепцией является креационизм и на основании этого он заявил, что Бог существует, ибо иначе невозможно объяснить существование человека. Это любопытная ситуация, когда вера в Бога может быть достаточно рациональной! Но что случится дальше? Поскольку наш воображаемый персонаж разделяет вышеупомянутые принципы научного мышления, столкнувшись в споре со специалистом, он увидит, что аргументы (при их тщательном рассмотрении) вообще-то указывают не в пользу креационизма, а в пользу эволюции.

Рациональный аргумент для веры в Бога распадается и человек становится неверующим (как, например, в обсуждаемом письме). Если бы наш человек был не “науковером”, а просто “верующим”, он бы отмел все неугодные факты, какими бы убедительными они не были, и остался бы при своем. У него уже есть непогрешимые авторитеты – святые отцы, пророки, священные тексты и так далее.

Когда Мак называл по очереди ученых словом “bitch” никто из “науковеров” не начинал плакать об оскорбленных чувствах и непогрешимости научных авторитетов. Неправота этих людей признавалась в свете существующей аргументации. Из более свежих примеров: сторонники науки не пытаются обосновать эффективность витамина C от простуды и гриппа единственной отсылкой к мнению дважды нобелевского лауреата Лайнуса Поллинга, который, по-видимому, тоже был не прав (иногда).

В этом и заключается принципиальное отличие доверия к науке от религиозной веры.

Дополнительное чтение: Айзек Азимов, Неравнозначность заблуждений
http://brights-russia.org/article/scientific-method/the-relativity-of-wrong.html
Вера бывает разной
Фальсифируемость эволюции
Tags: наука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments