?

Log in

No account? Create an account

На просторах великой страны нас встречает могильный покой


Previous Entry Поделиться Next Entry
Заброшенный хутор Аникин
seerozha
После Замчаловского карьера отправились на запад, в сторону украинской границы, познакомиться с местом, где когда-то жили люди. Вот за этой безымянной горой - местные так просто и называют её, "гора" - Украина, а под ней в живописной балочке притаилась маленькая речушка со странным названием - Нижнее Провалье.



За горой этой располагаются так называемые Провальские степи - говоря научным языком, "самый большой район нераспаханных каменистых степей, в прошлом широко распространенных на Донецком кряже, с выходами коренных пород и петрофильной растительностью" (петрофильный - камнелюбивый), а про организованный на их части совместный российско-украинский заповедник можно почитать здесь.

Совершенно справедливо замечено, что основная жизнь кипит вдоль трассы Ростов-Москва, но стоит отъехать от неё вправо или влево на пару десятков километров, как попадешь в сонное, умирающее царство небогатой сельской жизни.



Хутор Аникин - несколько разбросанных посреди поля домов, перемежающихся с остатками разрушенных зданий. В 2010 году по данным переписи населения здесь жили 170 человек, сколько живет сейчас - неизвестно, но за всё время пребывания видели мы только одинокого пастуха на горе, приглядывавшего за коровами и овцами, да заплутавшее такси, промелькнувшее на дороге в сторону хутора.



Дома и другие хозяйственные сооружения строили местные жители из подручных материалов - камня-пластушки, коей вдоволь на ближайших скалах.



Из пластушки складывали стены, держащиеся под своим собственным весом, кто побогаче - дополнительно промазывали их глиной. После того, как люди покинули эти края, буйные зеленые заросли в считанные годы вернули себе власть над ранее утраченной территорией.



Здесь когда-то был то ли дом, то ли сарай -



Сложно поверить, но когда-то Аникин был а об истории его возникновения рассказывают так -

"
В конце XVII – начале XVIII веков несколько крестьян, бежавших от крепостного права, дошли до станицы заставы Замчалово, где и поселились, принятые казаками. Один из этих поселенцев по имени Аникей женился на местной казачке и ушел с возвышенности вниз по балке на целый десяток километров. Обустроил свой курень в густых зарослях деревьев в месте слияния двух речек.







С оттеснением кочевых племен далее на юг казаки стали активно заселяться вокруг куреня Аникея. Им очень нравились эти места: голубая долина, защищенная от всех ветров, плодородные черноземы, кристально чистая, мягкая вода двух речек с обилием рыбы.







На склоне правого берега речки возделывались плантации виноградников. Вскоре хутор вытянулся на несколько километров и стал называться Верхний Аникин – до слияния речек и Нижний Аникин – после слияния речек. В XIX веке в хуторе функционировала водяная мельница, построенная одним из предприимчивых казаков, также была построена церковь и церковно-приходская школа.



В хуторе и сегодня вдоль речек растут роскошные сады, радуя жителей огромными сочными плодами груш, яблонь.
"

Хотя остатки фундамента водяной мельницы еще сохранились, но о былом величии уже не напоминает практически ничего - руины покрыты густым слоем растительности, по берегам речушки вымахали здоровенные заросли крапивы, остатки домов превратились в заросшие травой холмы, фруктовые деревья вытесняются своими более удачливыми конкурентами, а виноградные лозы растворились в диком разнотравье.

При взгляде на эти готовые постапокалиптические декорации вспомнились строки из "Маугли":

"
— Мы разорвали их крыши на куски, джунгли же поглотили их стены, — объяснил Хати.

— Что было потом? — спросил Маугли.

Две ночи я должен идти от востока к западу и три ночи от севера к югу, чтобы пересечь вдоль и поперёк область, которой завладели джунгли; пять поселений поглотили они также; в этих деревнях, на полях, на пастбищах, среди рыхлых пашен, теперь нет ни одного человека, который извлекал бы свою пищу из земли. Вот как я и трое моих сыновей разграбили поля Буртпора. Но скажи, человеческий детёныш, как весть об этом дошла до тебя? — произнёс Хатхи.
"

Правда, в роли слонов Киплинга в данном случае выступила экономическая политика постсоветского правительства, так как еще сорок лет назад в этих развалинах жили люди. Сохранились даже заглубленные изолированные от дома казачьи погреба с характерными навершиями, но времени познакомиться с ними поближе совершенно не осталось.

Покинув мертвый хутор, поднялись на расположенную рядом скалу, в камнях которой иногда зарождается настоящий горный хрусталь.



Вид травяного покрова обманчив - под ним располагается весьма подвижная каменная осыпь -





Вот с той стороны как раз и двигаются в нашу сторону карьерные разработки Аникинского ГОК-а - возможно, через несколько лет красивейший пейзаж будет совершенно уничтожен, а малюсенькие вкрапления горных хрусталиков уйдут в щебеночные отвалы, bobps показывал по дороге образцы, но найти на горе что-то похожее нам не удалось - повезет в другой раз.



А за гребнем горы внезапно обнаружилось ..... "горное" озеро, находящееся в нескольких десятках над лежащей внизу равниной, а вокруг озера - расположившееся на водопой стадо.





Вообще, подобные озёрно-овечьи пейзажи весьма напоминают Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкессию -







впрочем, о них потом, после разбора материалов из Кисловодска.

Рядом с озером обнаружился очередной выход каменных пород -





а на горизонте, возле оставленного нами Аникина появилась то ли колхоз, то ли ферма -



Интересующихся маршрутом отсылаю к создателю и автору экскурсии, а мы двинулись обратно в сторону Шахт и Ростова-на-Дону, к Осиновской кринице.

  • 1
Археологам трудно будет идентифицировать дома хутора- уж больно они естественно смотрятся в дикой природе.
Показалось на одной из фотографий, что вижу ковыль... а точнее на 9-й снизу, ковыль?
Горный хрусталь красив в серьгах, но пейзажи жаль.

Да, ковыль встречается, а некоторые дома обывателю уже сейчас трудно идентифицировать.

Без подпитки извне наша земля приходит в свое естественное экономическое состояние - отгонного животноводства. Чай не Кубань какая...

В своё время защитные лесополосы, сооруженные в рамках сталинского плана преобразования природы, избавили донские степи от суховеев, и позволили интенсивно заниматься земледелием.

Однако позже лесохозяйственные работы были приостановлены и заброшены, что аукнулось ростовскими пыльными бурями в середине 60-ых.

Без приложения усилий любая земля возвращается в своё естественное экономическое состояние - состояние дикой природы.

Не, я имел в виду несколько другое. У нас зона рискованного земледелия и экономически выгодно (без вливаний извне) только разведение скота типа этих барашков. Раньше там люди землю пахали, но сейчас это не вариант, высокая себестоимость. Проще разрабатывать Кубань и придонские степи наверное. А если сеять зерно невыгодно, свиней растить невыгодно (это стационарные занятия), торговать не с кем (далеко от М4), то и жить зачем там? Как бы объективный процесс...

PS Может, сделаешь какой-нибудь сокращенный вариант для сообщества? :)

(Анонимно)
Мой отец родом из Верхнего Аникина, и семья часто том бывала в 70 е, много родственников там жило, а я никогда не была, родилась и живу в Пскове, хочу побывать там, отца уже нет, и информация скудная о родне, знаю, что старшее поколение умерло, а дети разьехались кто куда в поисках работы. Автор статьи, Вы там были недавно, кто то там живет еще? Или совсем все заброшено? Раньше жизнь там кипела судя по рассказам мамы и старшей сестры, очень гостеприимные люди там были. Екатерина

Екатерина,

во-первых, большое спасибо, что поделились воспоминаниями. Может, еще что-то вспомните - адреса родственников, кем работали, чем занимались, где учились дети, или какие-нибудь другие факты - напишите, пожалуйста.

Я был там достаточно недолго, на вид одна часть хутора совсем брошена, а другая вроде обитаема, плюс выше, на косогоре пасут стада овец, и невдалеке просматривается функционирующая машинно-тракторная станция, т.е. люди есть.

Вообще за конкретикой лучше обратиться к bobps.livejournal.com, он был там несколько раз, у него можно узнать гораздо больше, чем у меня.

Впрочем, мы планируем еще поездку в ближайшие месяц-два, я мог бы поспрашивать местных насчет Ваших родственников, напишите, если это интересно. С другой стороны, это фактически граница с Украиной, официально там без разрешительных документов от пограничников находиться нельзя.

Аникин

(Анонимно)
Все каникулы проводил у бабули в Аникине! Сейчас уже хутор на грани вымирания. Очень жаль!

А Вы в каком году, если не секрет, последний раз были там на каникулах ? И какое впечатление осталось - хутор был "живой", или уже тогда бросали дома и уезжали ?

(Анонимно)
я 77 года рождения. вот с этого времени и стал ездить в Аникин! Все детство связано с этим хутором. Бабуля умерла в 1996 вот и закончился для нас хутор. Сейчас все равно ездием каждый год на Пасху на кладбище с семьей и с палаткой отдыхать в эти красивейшие места! А людей уже концу 90-х практически не осталось. Сейчас вообще все печально-зарастает хутор!

Не поделитесь еще, много ли народу там проживало ? Чем занимались хуторяне (в смысле, чем кормили себя) ?

Аникин

(Анонимно)
А чем конкретно вас так заинтересовал этот хутор? Почему такой интерес к нему?

(Анонимно)
Удивительная история произошла в Ростовской области. В Донецке отгремела свадьба, объединившая представителей одного большого казачьего рода. Одна его ветка - абсолютно донская, а вот вторая после Октябрьской революции дала корни в Европе.

Французу Фредерику Аникину, потомку донских казаков, приснился старый храм в станице Гундоровской, что под Донецком задолго до того, как он первый раз приехал в Россию. Генетическая память - не иначе, уверен иностранец. Он начал искать свою Россию 15 лет назад. Это был нелегкий путь - в старинных документах допустили ошибку, неправильно записали практически непроизносимое для французов название станицы - Гундоровская. Помог Интернет, бесчисленные переписки с друзьями, анализ исторических документов. И вот в 2009 году он впервые ступил на землю своих предков.

"Я приехал сюда, что бы найти своих родственников. И я счастлив, что смог найти тех людей, которые знали моих предков. К тому же я нашел здесь даже нечто большее - свою любовь", - говорит французский потомок донских казаков Фредерик Аникин.

История, похожая на сказку. Фреда два года назад на исторической родине встречал старый казак, атаман Игорь Аникин. Может быть однофамилец француза, а скорее всего дальний-дальний родственник. Был под Гундоровкой целый хутор, который так и назывался Аникин. Гостя россиянин возил, показывал, рассказывал. А потом и говорит - поехали дочку встретим в аэропорт, из Москвы прилетает. Поехали. Уже через три дня Фредерик Аникин сделал предложение Анне Аникиной. Окончательное решение созревало два года, и вот теперь Фред приехал в Россию, что бы жениться на красавице-казачке.

"В душе он настоящий казак. Но полюбила я его за доброту и большую любовь к России и к нашей семье", - говорит жена французского потомка донских казаков Анна Аникина.

И завертелась в Донецке предпраздничная круговерть, приятные свадебные хлопоты. Из Франции прилетели три кузины - родные тетки Фредерика - Доминик, Надина и Мари-Теодора, все, кстати, тоже по фамилии Аникины. Хранительницы семейной истории привезли с собой старинные фотографии.

Их дед Михаил, прадед Фредерика - драгун казачьего полка личной охраны его императорского величества Николая Второго. Двое братьев их было - Михаил да Данила. Служили исправно, держали в Гундоровке конюшню. Пришла революция, Гражданская война. В 1920 году взяли братья четырех лошадей и ушли в Одессу, попрощались с родной землей, сели на пароход и причалили в Ницце, как оказалось - навсегда. Есть семейная легенда, что перед тем, как покинуть свою станицу, братья зашли помолиться в гундоровский Свято-Успенский храм. Может быть поэтому он и снился правнуку Фредерику, и наверняка поэтому он решил обвенчаться именно в этом храме.

Насколько серьезен был этот шаг для французского казака, можно судить хотя бы по одному факту. Фредерик Аникин осознанно пришел к тому, что бы поменять веру. Теперь он православный, причем настоящий, с крещением, ежедневной молитвой. В святцах имени Фредерик нет, поэтому повенчались раба Божья Анна и раб Божий Иоанн.

Родня и со стороны жениха, и со стороны невесты такому перевоплощению Фредерика и объединению старинного рода, пожалуй, только рады.

"Я не капли не сомневалась, я знала, что он такой. Фредерик еще 15 лет назад сказал - я поеду в Россию, и не исключено, что женюсь. Так и вышло", - улыбается тетя французского потомка донских казаков Мари-Теодора Аникина.

Отец невесты по казачьему сдержан, но видно, что доволен. Есть у него, правда, один суровый наказ для французского зятя - в казачьем роду есть негласное правило семейное, традиция - разводы не приняты. И не будет - у молодых, по крайней мере, в этом нет никаких сомнений. Потому что это не дань традициям, не фольклор, а настоящая любовь. Впереди праздник бракосочетания во Франции - приглашено около 400 гостей, говорит Фред. Жить будут в Тулоне, но обязательно купят дом в Гундоровской. Чтобы возвращаться сюда время от времени - именно домой.

  • 1