seerozha (seerozha) wrote,
seerozha
seerozha

Categories:

ИТ: Законность организации телефонной прослушки сотрудников и клиентов

В целях "повышения качества обслуживания", а на самом деле из вредности многие организации очень любят прослушивать телефонные переговоры своих сотрудников, в том числе сотрудников, работающих с внешними клиентами (менеджеры по продажам, телефонные консультанты, службы технической поддержки и пр.). В частности, этим особенно любят заниматься сотовые и телефонные операторы.

Законность организации прослушки, даже в случае если клиентов о ней предупреждают, мягко говоря сомнительна - как известно, существует Конституция РФ, часть 2 ст. 23 которой говорит о праве на тайну телефонных переговоров, правда, с определенной оговоркой о том, что ограничение этого права допустимо, но только на основании судебного решения. Какие-либо различия между предупрежденным и непредупрежденным гражданином Конституцией не предусмотрены.

Однако на практике прослушка технически реализуется, а мнение профессионального юриста о законности ее организации выглядит следующим образом:

"
Возможности осуществления записи телефонных переговоров ограничены рядом законодательных актов.

Во-первых, такая система устанавливается на телефоне, которым работник может пользоваться не только в служебных целях, в результате чего информация, полученная посредством записи телефонных переговоров может касаться частной жизни лиц, участвующих в переговорах. Такая информация (информация об особенностях характера, биографические сведения жизни, круг знакомств, родственников, способы времяпрепровождения досуга, материальном и социальном статусе) относится к конфиденциальным персональным данным (в соответствии с Перечнем сведений конфиденциального характера, который утвержден Указом Президента РФ от 06.03.97 N 188, Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.).

На основании ч.1 ст.24 Конституции РФ, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Такие же условия содержат в себе и положения Трудового кодекса РФ, а также уголовное законодательство. Таким образом, в результате записи и прослушивания телефонных переговоров, мы нарушаем неприкосновенность частной жизни работника.

Во-вторых, эти же нормы действуют и в отношении Клиента с которым разговаривает работник, то есть нарушаются и его права.

В связи с этим, необходимо принять меры, обеспечивающие уведомление лиц, участвующих в разговоре о записи.

1. Все Работники, как вновь принятые на работу, так и уже работающие в организации, должны подписать документ о согласии на применение мер наблюдения или контроля; его следует под расписку ознакомить с действующими правилами записи телефонных переговоров.

2. Перед прослушиванием переговоров необходимо обеспечить предупреждение лиц, ведущих переговоры, о том, что их разговор записывается, и если разговор будет продолжен, то тем самым будет выражено их согласие на такое прослушивание. Таким образом, до соединения с сотрудником, клиент должен быть уведомлен о записи:

«Внимание - ведется прослушивание и запись беседы с целью улучшения обслуживания клиентов и проверки надлежащего исполнения сотрудниками организации «…………» своих служебных обязанностей. Продолжением разговора Вы подтверждаете свое согласие на прослушивание и запись Вашей беседы.».

Таким образом, прослушав такое предупреждение и начав беседу с сотрудником, клиент выразит свое согласие на такое прослушивание, и тем самым позволит нам избежать ответственности, предусмотренной законодательством (ст.ст. 137, 138 УК РФ).
Однако, риск ответственности по ст.13.11 КРФоАП остается в случае, если организация, ведущая запись беседы, передает данную информацию в иные организации для ее анализа/изучения, т.е. осуществляет ее распространение.

Ответственность:
Ч.2. ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни» совершенное лицом с использованием своего служебного положения
- наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Ч.2 ст. 138 УК РФ «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» совершенное лицом с использованием своего служебного положения
- наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок от одного года до четырех лет.

Ст. 13.11. КРФоАП «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)»
- предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Ст. 5.27. КРФоАП «Нарушение законодательства о труде и охране труда»
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
"
Tags: прослушка, телефонные переговоры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments