?

Log in

No account? Create an account

На просторах великой страны нас встречает могильный покой


Previous Entry Поделиться Next Entry
"Бумбараш" в РАМТе
seerozha
     Слез Бумбараш на знакомой станции.  Кругом шум,  гам,  болтаются флаги.
Бродят солдаты.  Ведут арестованных матросы.  Пыхтит кипятильник.  Хрипит из
агитбудки облезлый граммофон.
     И,  стоя  на  грязном перроне,  улыбается какая-то  девчонка в  кожаной
тужурке, с наганом у пояса и с красной повязкой на рукаве.
     Мать честная! Гремит революция!

А.Гайдар, "Бумбараш", повесть





Пару недель назад посетили постановку "Бумбараш" в ростовском ТЮЗе (сейчас РАМТ называется). Вообще, неудачных постановок на сцене ТЮЗа не припомню - есть неоднозначные. Как эта.

Начинался "Бумбараш" с одноименной повести Гайдара, которую Аркадий Петрович так и не закончил. В 1971 году советские сценаристы переработали повесть в сценарий, дописали сюжетные линии, и выпустили фильм с молодым Золотухиным в главной роли, который в основном и известен советскому зрителю.

Попоз вверх занавес, обнажив расшитый солдатскими "белугами" задник, включилась кинохроника, показывающая на фоне настоящие документальные кадры гражданской войны, и началось .....

В принципе, на сайте театра написано, мол, это сказка, притча, поэтому в постановке гипертрофировано всё - от визуальных образов до текстов. Достается всем - белым, красным, зеленым.

Зеленые-махновцы - записные алкаши, разбойники с большой дороги с бывшей кокоткой высшего света женщиной с пониженной социальной ответственностью во главе.

Красные - сплошь облаченные в алые наряды рубаки на лошадях-палках, возящие с собой на тачке бюст Карла Маркса, ищущие вокруг классовых врагов и постоянно пафосно декларирующие различные тематические лозунги.

Белые - не менее пафосно страдающие "офицерыЪ", вызывающие друг друга на дуэль болеющие за народное счастье и выписывающие тут же холопам по мордасам. Куда там Турбиным с Мышлаевскими да Шервинскими ....

Все это перемежается армейскими шутками типа необходимости предварительно облегчиться перед подъемом на воздушном шаре и стихами вроде

А я Ленина люблю
Я за Ленина пойду
Подавайте мне подарок
Миллион немецких марок.


Прошлись по всем, короче говоря.

Филатов в роли "красного командира Василия Ивановича" гениален, конечно - хитрый, смекалистый, беспощадный к врагам революции, и чуть что - расстрел.

И главарь банды Софья Николаевна замечательная - распутная, с невыветрившимися остатками столичной жизни, повелевающая бесконечным кутежом. Прям как спутница генерала Чарноты в "Беге", только лучше и куда как более привлекательная своей порочностью ))


(фото с сайта театра)

И вся эта свистопляска гоняется друг за другом, и между прочим кидает несчастного главгероя из стороны в стороны, хотя ему бы - домик, жену и спокойную деревенскую жизнь. Финал постановки - почти все, кроме Бумбараша, погибли, истребив друг друга.

Отдельная занятная роль фотографа-англичанина, делающего снимки противоборствующих сторон и периодически вмешивающегося для того, чтобы софрмировать сюжет кадра - то красные гоняют бандитов, то наоборот. Аллюзия к "англичанка гадит", что ли.

Но у Гайдара-то повесть не об этом - а о том, что от революции не спрячешься, не пересидишь, особенно волей-неволей находясь в гуще событий, и не имея возможности улизнуть от неё, и жернова белых, красных, зеленых в общем-то к отдельным человеческим судьбам совершенно безжалостны.

И вот в спектакле эти две художественных линии (китчевые скачки ряженых и судьба конкретного человека), два посыла не связаны неразрывно, как у Гайдара, а как бы параллельные, совершенно независимые друг от друга.  А жаль.


  • 1
//возящие с собой на тачке бюст Карла Маркса//
- ГЫ! Да откуда ж они бы его взяли - в те-то времена?!

Это ж китч, гротеск - "автор так видит" (с), похоже.

Типа, непререкаемый символ. С бюстом фотографируются, его берут в заложники, и прочая, прочая, прочая ....

  • 1