Левый берег начинает подниматься, освобождается от деревьев и кустов, выходя к воде густыми, как будто местами намазанными разведенной охрой желто-коричневым цветом осыпями.
На низком правобережье из камышей начинает проступать небольшой пляж - иногда там купаются местные жители
И вот мы уже идем мимо печаного царства, разинув рты и задрав головы. Река рядом расширяется, и подсвеченные солнцем склоны яркими дорожками отражаются на водной глади, побдбегая к плоту и напоминая некоторые виденные ранее картины Айвазовского.
Где-то там, наверху, бродил когда-то Михаил Александрович Шолохов - романтически настроенные биографы написали бы, мол, "охотясь за Музой", но помня тяжелый и мрачный жизненный реализм и "Донских рассказов", и "Поднятой целины", и, конечно же, "Тихого Дона", думаю, что никакими музами в восторженном смысле там и не пахло, а пахло крепким табаком, смазкой для скрипучих сапог, воспоминанями о выслушанных от односельчан и визитеров рассказах и о собственной жизни.
Крутояр тянется вдоль берега на несколько километров, а неспешно катащаяся вода позволяет рассмотреть его в деталях.
Кое-где кустарники опять вскарабкиваются на зыбкие склоны, пускают корни и наклоняются к торчащим из воды камышам - но песок постоянно осыпается, сваливая часть уцепившихся за него растений в воду. Растения сохнут, гибнут, из-за чего вдоль берега образуются целые кучи валежника, периодически уносимого отсюда течением в сезон весенних и осенних дождей.
Мы ненадолго стали напротив - послушать плеск резвящейся на мелководье рыбы, полюбоваться на полеты ласточек, вылетающих из вырытых в круче гнезд. Рыбы, видимо, много, косвенным признаком чего служит обилие хищных птиц, высматривающих добычу в глубинах, и часто резко пикирующих вниз, цепляющих острыми кривыми когтями речную гладь, и мгновение спустя уносящих добычу в цепких лапах.
Гнезд ласточек-береговушек на кручах неисчислимое множество, комфортно им там - и хищникам, и людям подобраться затруднительно. Каждое гнездо - достаточно сложное сооружение, длина "коридора" может достигать полутора метров, за которым следует более просторная "комната".
Места относительно недавних оползней тут же занимают новые "квартиранты".
В одном месте Крутояр рассекает мощная промоина, хотя сейчас в ней и нет ни капли воды - любопытно, как это выглядит в дождь, по идее, вся вода с выского берега должна сюда сливаться.
После промоины берег опять понижается, и к нему возвращается привычный уже зеленый цвет.
Мы попытались заснять фрагмент обрыва на видео, идя на моторе - получилось не очень.