seerozha (seerozha) wrote,
seerozha
seerozha

Category:

РКМП: Спаси Господи

Последняя глава заметок господина Лукомского содержит, понятно, воспоминания об эмиграции - и некоторая её часть посвящена церковным "разборкам" эмигрантов за границей. Надо признать, борьба за паству иной раз принимала весьма активную форму, напоминающую порой нынешние страсти по томосам и правам на территориальное окормление.

Слово автору -

"
В Шанхае находился епископ Симон, подчиненный архиепископу пекинскому Иннокентию, в епархию которого входил Шанхай. Инициаторами по постройке или устройству новой церкви была группа военных с генерал-лейтенантом Глебовым во главе. Епископ Симон полагал более правильным временно подправить храм, бывший в китайской части города, а затем собрать средства для постройки нового храма в Шанхае на территории французской или русской концессии. Генерал Глебов с этим не согласился, указывая, что этим разрешение вопроса откладывается в долгий ящик. Спорящие стороны ни до чего договориться не могли. Тогда генерал Глебов вместе с местным офицерским союзом арендовал на французской территории довольно большой дом. Часть дома была отведена под церковь, а в других частях дома устроился союз офицеров, казачий союз и военный клуб.


Церковь была быстро оборудована и отыскался военный священник, который считал себя не подчиненным архиепископу Иннокентию и епископу Симону. Служение в церкви началось, и вся русская колония в Шанхае была довольна. Но архиепископ Иннокентий, у которого был очень решительный и неприятный характер (митрополит Платон мне его так характеризовал: "Умный, решительный, но с неукротимым характером! Если что-либо ему не нравится - он готов все перевернуть, все разломать!"), ополчился против генерала Глебова и шанхайского офицерского союза. Он заявил, что какая-то "банда разбойников" незаконно и неправильно устроила церковь в Шанхае, пригласив служить священника, который без его, Иннокентия, разрешения не может служить в Шанхае; что нельзя устраивать церковь рядом с клубом и собраниями, где курят и пьянствуют; что это просто какой-то кабак. Под угрозой репрессии архиепископ Иннокентий потребовал закрытия церкви. Когда не покорились - он отлучил от церкви священника и членов офицерского и казачьего союзов.


Впоследствии в это дело вмешались митрополит Антоний (написавший архиепископу Иннокентию) и великий князь Николай Николаевич (по приказанию которого писалось генералу Глебову и председателю офицерского союза в Шанхае генерал-лейтенанту Вальтеру). Дело уладилось только после смерти архиепископа Иннокентия, и в Шанхае установилось церковное успокоение. Помимо некорректности генерала Глебова и недопустимой резкости архиепископа Иннокентия, все это дело раздувалось главным образом тем, что русская колония в Шанхае разделилась на две части и поддерживала, с одной стороны, Глебова, а с другой етороны, епископа Симона и архиепископа Иннокентия.

....


Не знаю, насколько верно, но я слышал от одного забайкальского казака, приезжавшего в Шанхай с Китайско-Восточной железной дороги (и побывавшего несколько раз на ст. Маньчжурия), что епископа Иону чрезвычайно уважали казаки и крестьяне и на советской территории; было якобы несколько случаев, когда казаки и крестьяне тайно перебирались из Забайкалья в Маньчжурию с единственной целью повидать епископа Иону и у него исповедаться.


Если даже это и неверно, эти слухи лишь подтверждают справедливость рассказов о большой популярности епископа Ионы. К сожалению, кажется, в 1920 или начале 1921 г. он заболел тяжелой формой ангины (вероятно, был глубокий нарыв). Доктора не было, и епископ Иона по совету кого-то прополоскал горло керосином. В результате произошло заражение крови, и он скончался в тяжелых мучениях.
"
Tags: РКМП, история, мемуары
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments