seerozha (seerozha) wrote,
seerozha
seerozha

Два храма

Есть в Ростовской области относительно тихие уголки, которые хотя и находятся относительно недалеко от федеральных трасс, но манят к себе на склоне года тишиной, тяжелым осенним ароматом распаханных полей, багряно-желтой палитрой рассекающих бывшие посевы лесополос. Манят змеящимися к воде и заросшими густым кустарником балками, перепархивающими между развалинами заросших вишняков и заброшенных "роствертоловских" дач фазанами. Манят горьким и предвещающим грядущие зимние холода запахом горящих листьев с бледным синеватым дымом, растворяющимся в подернутом белесыми облаками небе. Манят шорохом еще не пожухшей окончательно, но уже прильнувшей к земле травы, манят горластыми криками высматривающего последних неосмотрительно высунувшихся на солнце ящериц воронья, в общем - манят тем сильным зовущим на природу чувством, которое - каждый для своих краёв - неоднократно описывали Пришвин и Паустовский, Абрамов и Астафьев, Раступин, Залыгин, Можаев,  Крупин, и куда как менее досточтимая плеяда писателей, краеведов, путешественников, да и просто ностальгически настроенных графоманов.

Именно к таким местам и относятся окрестности Петровской слободы, что лежит по направлению на северо-запад от Ростова-на-Дону, за дарованным крымским армянам Екатериной Чалтырем, ближе к российско-украинской границе.

Первый храм - назовем его для этого краткого повествования "Храм Веры" - располагается непосредственно в Петровке, и появился по проекту  архитектора Вальпреде - этот гражданин проектировал, к примеру, известнейший Новочеркасский войсковой собор. Не слишком удачно, правда, проектировал - просрал все полимеры при возведении купола в 1863 году часть храма развалилась на кирпичи. И в этом самом Новочеркасске провел часть периода срочной службы Ваш покорный слуга неоднократно приходилось бывать и мне ! Впрочем, вернемся к церковному комплексу и роднику возле него.

За центром Петровки, на небольших холмах, прилегающих к Тузловским склонам, возвышается восстановленный храм, проглядывающий маковками куполов из-за высоких деревьев -



Храм возведен возле источника, воду которого народная молва почитает целебной. Александр Чехов (брат известного писателя, да !) вспоминает о роднике так -

«До Кринички добрались к вечеру, когда заходило солнце. Это было обыкновенное село, в котором при церкви стоял колодец с очень холодной водой, почитавшейся целебной. Около колодца был выстроен барак, в котором этой водой обливались, черпая её вёдрами. При въезде в Криничку Антон, всё время не оставлявший Николая в покое своими шутками, наконец не выдержал и сбил с его головы цилиндр. Шляпа попала как раз под колесо, и её раздавило так, что с боков повылезали наружу пружины. Тем не менее безропотный Николай подобрал свой головной убор, снова надел его и так, с торчавшими из боков пружинами, и продолжал дальнейший путь, А в это время Александр кричал сколько хватало у него сил:

— Эй, дивчина! Поди скажи батюшке, что архиерейская певческая приехала!

Не успели приехать и остановиться у какого-то крестьянина, как Александр и Антон уже достали откуда-то бредень и пошли на реку ловить рыбу. Поймали пять щучек и с полсотни раков. На следующий день мать сварила нам превосходный раковый суп.

Мы провели в Криничке двое суток и затем отправились к дедушке в Княжую, вёрст за двадцать в сторону от Кринички».

Не знаю насчет настоящей целебности воды - на вкус она напоминает доломитовые источники Кавказских Минеральных вод, и сильно отличается от обычной воды и вкусом, и оттенком, несомненно, какие-то микроэлементы в ней есть. Источник пользуется доброй славой у паломников - раковых больных, которые приезжают сюда лечиться и зачастую остаются при монастыре. Надо заметить - уж насколько я не любитель культовых сооружений - что территорию возле храма или послушники, или церковная администрация весьма серьезно облагородили. Сюда хочется приехать просто так - посидеть в беседке и почитать "Капитал" Карла Маркса" книжку, окунуться в купель с холодной водой, скушать пирожок с лебедой (не шутка - такие пекут и продают местные жители, есть даже "пирожки с шашлыком", которые мы, правда, попробовать пока не рискнули), послушать распеваемые посетителями религиозные гимны да попить ароматного чаю в трапезной.


Однако что же случилось с церковью при проклятых коммуняках, - вопросит с притворным удивлением и злорадством либерально настроенный читатель ? Как и положено, "при коммуняках" церковь была разрушена до основания до состояния промышленной кузни для местного сельхозпредприятия, и произошло это, естественно, при кровавом усатом палаче Никите Сергеевиче Хрущеве годах эдак в шестидесятых ...


Сейчас при церкви разбит парк, да какой - терассные аллеи, бассейн для омовения, деревья хвойных пород, фонтан, цветы, выложенные деревянными спилами дорожки, птички поют  - лепота !



А вот еще дальше, за Петровкой, по направлению к границе с Украиной вьется по берегу поросшей камышом мелководной речки Тузловки трасса, рано или поздно приводящая водителя к станице Большекрепинской, относительно крупному населенному пункту окрест местных земель - из близлежащих хуторов местные жители водят сюда детей ы школу, приезжают в администрацию решать хозяйственные вопросы, посещают несколько уцелевших от невидимой руки рынка магазинов, зачастую записывая обязательства об оплате в толстые "долговые книги", ютящиеся под прилавком местных продавщиц, да шастают в местном парке вездесущие любопытные подростки, громко обсуждающие достижения и разочарования первой любви.

Слободе Большекрепинской почти 250 лет, основал её известный казачий атаман Матвей Иванович Платов, но заселялась она не казаками, а крестьянами землепашцами - из-под Чернигова, Киева, Полтавы, чьи потомки живут тут и по сей день. Тот же брат Антона Чехова - Александр - оставивший о здешних местах несколько коротких строк -

«… паломники испытывают какое-то особенное благоговейное и торжественное чувство. Нечто подобное испытывали и мы с Антошей, приближаясь к Крепкой. Нам обоим вспоминались восторженные рассказы отца об этой слободе и ее необычных красотах. По его рассказам, в Крепкой был земной рай»...

Отсюда же в "благословенные девяностые" отправился на первую чеченскую войну сержант Алексеев, оплативший в числе десятков тысяч сограждан своей двадцатидвухлетней жизнью торговые интересны российских олигархов.

Хотя некотоые источники и утверждает, что в Большекрепинской проживает в настоящее время порядка 2 200 человек, росстатовские данные на 2010 год фиксируют количество жителей в 1995 станичников. Интересующимся историей слободы крайне рекомендую вот этот реферат.

Собственно, и здесь-то можно наблюдать своего рода храм, ныне практически заброшенный - не храм веры, а храм образования и общественной жизни. Мощный, обрамленный колоннадой советский Дворец Культуры  -


Не Привольненский, конечно, но очень внушительный. На первом этаже - актовый зал, на втором - библиотека.

Большевики и здесь разрушили церковь, сложив из храма веры стены храма знаний, через которые многие лета прошли несколько поколений детей окрестных районов.

Перед Дворцом Культуры, как положено, памятник -


Кто-то скажет - идол, кто-то - бог, кто-то - иллюзия, но я бы сказал - проводник. В светлое, без кавычек, будущее, которое, возможно, никогда и не случится.

Насадили советские директора колхозов и небольшой парк-рощу, поставили посередине памятную стелу.


Бои в этих краях во время Великой Отечественной были страшные - прелести немецкой оккупации, Миус-фронт, все такое - вот и тянутся со свех четырех сторон стелы фамилии, фамилии, фамилии ...

Фамилии русские, украинские, армянские, грузинские - все вместе.


Tags: Петровка, Ростовская область, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments